Премия Рунета-2020
Новосибирск
+14°
Boom metrics
Общество10 марта 2015 12:45

Вердикт новосибирского суда: «Тангейзер» в законе!

Богохульства в новосибирской постановке не обнаружено [фото, видео]
Борис Мездрич готовится выступить перед судом.

Борис Мездрич готовится выступить перед судом.

Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»

В суде Центрального района никогда не было столько зрителей. Театралы, православные активисты, журналисты, юристы, музыковеды, религиоведы, священники и в конце концов главные действующие лица - создатели оперы «Тангейзер» - ютились в тесном кабинете, где вершилось правосудие. Не всем хватало стульев. Некоторым судейскую драму пришлось наблюдать стоя. Секретарь заседания то и дело хлопала форточкой: духота невыносимая, а откроешь - сквозняк. Первым судили директора Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Бориса Мездрича. Процесс шел больше шести часов! Судья Екатерина Сорокина, на радость измученной публике, трижды объявляла «антракт». Вернувшись в зал после третьего перерыва, она зачитала:

- Суд выносит решение об отсутствии нарушения - производство по делу Бориса Мездрича прекратить.

Зал взорвался аплодисментами и криками «Браво!», будто и не в суде дело происходило, а натурально в театре.

Судья смотрит во время заседания отрывки оперы.

Судья смотрит во время заседания отрывки оперы.

Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»

Абсурдность происходящему добавляли и сами герои. Опера Вагнера «Тангейзер», пересказанная шершавым языком суда и прокуратуры, заиграла новыми красками. А служители церкви, рассуждающие в пост о богохульстве, порнографическом и сакральном, вызывали изумление. И если бы какой-нибудь современный режиссер отважился сделать постановку по новосибирскому суду, то выглядело бы это примерно так.

Напомним, сыр-бор разгорелся из-за нового персонажа, введенного в оперу, - актера, играющего Иисуса Христа. Тангейзер в осовремененной версии - кинорежиссер, который снимает скандальное кино про соблазнение Христа богиней любви Венерой, за что поруган публикой и обществом.

Протоиерей Борис Пивоваров рассказывает на суде, чем его оскорбил «Тангейзер»

Протоиерей Борис Пивоваров рассказывает на суде, чем его оскорбил «Тангейзер»

Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»

Борис Пивоваров, протоиерей:

- Он (говорится о певце, исполняющем роль Христа. - Прим. авт.) полноват. Это не его вина, конечно, - такой нашли голос, - но он полноват! Да и как его нарядили: у него и хитон, и парик... Это совершенно однозначно образ Христа. Только в традиционных изображениях Христос был аскетом. А здесь фигура полноватая, и он старше, чем Христос. Но мы знаем, есть такие оперы, где актриса исполняет роль молодой героини, хотя самой певице уже 50 - 60 лет, тут голос важен... Там (речь о баннере, где Христос изображен распятым между ног голой женщины. - Прим. авт.) используется метод наложения сакрального на неприличное, если не сказать порнографическое! И вот этот метод наложения сакрального, священного на неприличное - это как раз то, что больше всего может встряхнуть человека. Это, понятно, сознательный прием, но это как раз и является нарушением духовно-нравственных законов общества, которое, надеюсь, еще способно отличать белое от черного!

Прокурор, обращаясь к свидетелю (Б. Фаликову):

- Так обязательно ли было использовать образ Христа?

Борис Фаликов, религиовед, свидетель (со стороны директора Новосибирского оперного театра Б. Мездрича):

- Арсенал художника безграничен!

Религиовед Борис Фаликов объясняет прокурору, почему нельзя судить за постановку "Тангейзер" ее создателей.

Религиовед Борис Фаликов объясняет прокурору, почему нельзя судить за постановку "Тангейзер" ее создателей.

Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»

Марина Бусик-Трофимук, зритель, свидетель:

- Я ушла после двух действий, когда - ну все, не могла уже на это безобразие смотреть. Хотя музыкально все было сделано блестяще. Но то, что творилось на сцене, вызывало отвращение. Многие просто вставали и уходили из зала. Ведь зритель пришел слушать-смотреть оперу Вагнера, а не то, что с ней сотворил Кулябин. За государственный счет ставить такой нерепертуарный, обидный спектакль - это бесстыдство. Оставьте уже классику в покое! Если хотите поставить что-нибудь жареное - напишите свое и ставьте на свои деньги! К тому же Вагнер был глубоко верующим человеком. Я просто была потрясена, когда увидела главного героя. Тангейзера из певца-сказителя сделали каким-то ничтожеством, каким-то пропойцей, неудачником! Тангейзер - это супермен. А вы его кем сделали? А то, что ввели в спектакль новый образ - Христа и окунули его во всю эту пошлость, - это вообще за гранью!

Реплика адвоката Сергея Бадамшина (эмоционально):

- Такое впечатление, что прокуратура, посмотрев «Левиафана», решила поставить его в отдельно взятом городе!

Режиссер «Тангейзера» Тимофей Кулябин на суде почти все время молчал.

Режиссер «Тангейзера» Тимофей Кулябин на суде почти все время молчал.

Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»

Борис Фаликов:

- Это вымысел внутри вымысла - за что судить? Образ Христа дважды извлечен из религиозного контекста, образ в постановке не имеет отношения к евангельскому, это вымысел двойной дистилляции. Режиссер Тимофей Кулябин не хочет никого обидеть, наоборот, он протягивает руку РПЦ для диалога, а в ответ получает обиды. Мы сталкиваемся с большим невежеством - религиозным и эстетическим! Нельзя автора отождествлять с персонажем, иначе тогда и Достоевский оскорбляет наши чувства!

Последнее слово перед приговором предоставили директору Новосибирского оперного театра Борису Мездричу:

- Мы имеем ситуацию, когда судебный процесс начался в результате действий человека, который не видел спектакля (намекает на жалобу в прокуратуру митрополита Новосибирского и Бердского Тихона. - Прим. авт.)! Это театр абсурда! Суд сейчас вынесет исторический приговор. Оправдательный приговор даст надежду, что здравый смысл есть и судебная система на него откликается. В обратном случае возникнет крайне острая ситуация: если будет обвинительный приговор, я предвижу, что количество дел по этой статье будет расти в геометрической прогрессии. В случае обвинительного приговора активизируется левое радикальное крыло православной церкви. И майдан тогда покажется детским садом.

Зал перешептывается.

Судья удаляется в совещательную комнату. Спустя час судья возвращается. Вердикт: «Производство по делу Бориса Мездрича прекратить».

Занавес!

Разгоряченная публика скандирует: «Браво!» Нет только цветов артистам и режиссеру. Кстати, о последнем. Главного режиссера оправдают так же, как и директора театра, только спустя пару часов.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Противники «Тангейзера» собираются пикетировать Оперный театр в день премьеры

Православным активистам показалось мало провести тысячный митинг в центре Новосибирска. Следом они готовят пикет - прямо у дверей Новосибирского оперного театра в день спектакля.

- Мы подали в мэрию уведомление о пикете у входа в оперный театр 14 марта с 16.00 до 19.00 на 300 человек, - рассказал "Комсомолке" Алексей Лобов, координатор движения "Русский щит". - Пикет против умышленной провокационной постановки Тимофея Кулябина, против оскорбления чувств верующих и классического искусства (подробности)

КОНКРЕТНО

Что не так в "Тангейзере"?

На оперу в прокуратуру пожаловался митрополит Новосибирский и Бердский Тихон. Там провели проверку и решили, что слишком вольно люди искусства интерпретировали Вагнера: вывели на сцену нового персонажа - Христа - да еще и показали его предающимся плотским утехам с Венерой, надругавшись над евангельским образом. А это между прочим уже административная статья: "Умышленное публичное осквернение предметов религиозного почитания" и без пяти минут уголовная - "Оскорбление чувств верующих".

- Состав преступления по административной статье на наш взгляд есть, будем настаивать на штрафе директору театра Борису Мездричу, который допустил постановку, в 100 тысяч рублей, а также режиссеру "Тангейзера" Тимофею Кулябину. И, если суд поддержит нашу позицию, будем требовать вообще снять спектакль с репертуара, - категоричен заместитель прокурора Новосибирска Игорь Стасюлис. - Что касается возбуждения уголовного дела, то сейчас этот вопрос решают в Следственном комитете.

ЗА И ПРОТИВ

«ХУЖЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Я НЕ ВИДЕЛ В ЖИЗНИ»

Директор оперного Борис Мездрич накануне суда в интервью «Комсомолке» в свое оправдание сказал:

- Прежде чем делать вывод, сходите и посмотрите. От зрителей мы не получили ни одного письма с плохим отзывом на «Тангейзера»...

Но так ли это? В книге отзывов, которую хранит администратор оперного театра, все-таки нашлись две жалобы от недовольных зрителей. С одной стороны это капля в море, при условии, что постановку за два дня премьеры увидели 3474 человека. С другой, положительных отзывов в книге вообще нет.

- Хуже представления я не видел в своей жизни, - пишет Олег. Почерк мужчины прыгает, будто возмущаясь увиденному вместе с автором письма. - Голые женщины на сцене. Оперный театр - это все-таки высокое искусство и в нем не место голым телам. Я уже не знаю, водить ли мне ребенка к вам в театр. Следующим шагом у вас будут - «Три поросенка», которые трясут голыми грудями!

- Вагнер скорее всего уничтожил бы вас! Вы - безграмотный персонаж современной вакханалии! Тимофей, образумьтесь и прекратите издеваться над шедеврами классика, над публикой, - это вразумляет режиссера музыковед Марина Бусик-Трофимук (подробности)

«НЕ ХОЧЕТСЯ ВОЗВРАЩАТЬСЯ ВО ВРЕМЕНА ЦЕНЗУРЫ»

У «Тангейзера» есть, конечно, не только противники, но и защитники. Их тоже целая армия. Большинство театральных критиков на стороне режиссера и директора оперного. Российская интеллигенция, сочувствуя Кулябину и Мездричу, пишет открытые письма. БГ считает, что обвинительный приговор мог бы стать началом эпохи новой Инквизиции. Александр Калягин, председатель Союза театральных деятелей России пишет статью под заголовком «Не хочется возвращаться во времена цензуры»:

«По заявлению Митрополита Тихона против директора театра Б.М. Мездрича и режиссера возбуждено административное дело об осквернении религиозной символики. И сейчас проверкой этого дела уже занимается Следственный комитет и дело может обрести уголовный характер (?!). Как и митрополит Тихон, я спектакля не видел, и может быть, что посмотрев его, буду не согласен с такой интерпретацией оперы Вагнера. Даже допускаю, что могут быть оскорблены мои чувства: эстетические, нравственные или религиозные. Но и в этом случае, единственное, что я могу предложить - это общественное обсуждение спектакля, собрать экспертов и выслушать экспертное мнение. Я с огромным уважением отношусь ко всему институту церкви, но я убежден, что поднятый скандал не будет способствовать объединению нашего общества — к чему стремимся мы все, и прежде всего, церковь. Церковь имеет достаточный авторитет, чтобы не прибегать к помощи прокуратуры или других судебных органов. Свое отношение церковь высказала, и это мнение может услышать паства (подробности)