Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Политика26 марта 2015 22:00

Переведи меня через погост!

Наш спецкор продолжает рассказывать о своем путешествии по Украине, на очереди повествование из Киева. Часть 5 [видео]
Памятник голодомору. Исключительно украинскому. Других жертв голода в СССР на неньке не вспоминают. Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

Памятник голодомору. Исключительно украинскому. Других жертв голода в СССР на неньке не вспоминают. Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

Продолжение. Начало читайте в номерах за 23, 24, 25 и 26 марта.

В предыдущих публикациях автор, проникший на Украину по легенде турагента, рассказал, как в Одессе на фоне снижения уровня жизни население раскололось на истовых укронационалистов и пророссийских «партизан», а власть в городе получили откровенные бандиты.

Смесь помойки и кладбища

Ах, Киев, мой любимый волшебный Киев! Куча друзей и знакомых. Столько воспоминаний! Еще несколько лет назад мы по вечерам вместе с детьми гуляли по Крещатику и бульвару имени Шевченко, тайком от жен поглядывая в сторону восхитительных киевских девушек, на этот чудесный продукт смешения кровей - украинских, русских, польских, еврейских, греческих, да бог его знает, каких еще... Терялись в паутине улиц и переулков - всех этих Михайловских, Софийских и Житомирских, зависая в местных кавярнях.

Каждый раз, приезжая в Киев, я завидовал неторопливой, обволакивающей расслабленности его жителей, непередаваемому уюту и был уверен: вот где стоит жить и наслаждаться покоем!

И что же теперь? Выхожу из метро прямо на майдане Незалежности и вижу нечто среднее между помойкой и большим кладбищем. Нескончаемые самодельные мемориалы - «небесной сотне», героям, «згинувшим в боях с ворогами, террористами и сепарами», еще каким-то непонятным персонажам. Напряженные фигуры. Угрюмые лица. Колючие взгляды исподлобья с пассионарной безуминкой в глазах...

Когда-то чистенький и благонравный Киев стал местом сборища общественных отбросов и центром социального дна. Вместо профессиональных нищих из хитрованского племени Михаила Самуэлевича Паниковского - бомжеватые попрошайки, беженцы из Донбасса, не поймешь, реальные или липовые. На каждом углу пронырливые недоросли в камуфляже с пластиковыми или картонными коробками для пожертвований «на АТО». Точно: мелкие мошенники, АТО которых после очередного трудового дня заканчивается в ближайшей рюмочной. Отож! Наконец, все городские сумасшедшие державы, которые прямо на майдане Незалежности хватают тебя за руку и требуют поговорить, а где же живут настоящие патриоты Украины, а живут-то они все на Черниговщине! Когда же ты вырываешь руку и проходишь мимо, вслед несется: «Да ты коммуняка!»

От назойливой, даже нахрапистой пропаганды - чтобы пуля сразу в лоб! - в, казалось бы, такой демократической и свободолюбивой неньке (это если верить самим украинцам) теперь никуда не денешься. Центральные улицы городов завешаны плакатами-баннерами «Здобули гидность, захистим державу!», мобилизационными призывами с лицами «киборгов» (правда, деликатно не говорится про судьбу этих самых «киборгов» - живы ли они?), а на всех телеканалах в углу обязательно высвечивается либо «Едина Украйна - едина страна», «Крым це Украина» или пресловутое нацистское «Дойчланд, Дойчланд, юбер аллес», то есть звиняйте, «Украйна понад усе».

Ну а что недобирает, так сказать, государственное министерство правды, успешно дополняет частная предпринимательская инициатива. Традиционно иду любимым маршрутом, спускаясь по Андреевскому спуску на Подол и Контрактовую площадь. Прямо напротив дома Булгакова торгуют новыми украинскими сувенирами - ковриками для ног с портретом Януковича, маленький за 40 гривен, большой - за 60, и типа автономерами с матерными призывами в адрес России и ее президента. Желающих отовариться, правда, нет. Самим украинцам, прибывшим в столицу на очередную акцию протеста, это не надо, а с иностранными туристами - тяжело, очень мало их, этих туристов...

Центр Киева превратился в смесь помойки и кладбища. Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

Центр Киева превратился в смесь помойки и кладбища. Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

Но почему идеологический мусор именно у булгаковского дома? Какой-то морок! Сон разума породил особых экзотических чудовищ в вышиванках и веночках с ленточками, преимущественно траурными. Бедный Михаил Афанасьевич. Он, оказавшись в той, первой петлюровщине, ведь как чувствовал ее повторение, когда написал: «Ну, думается, вот перестанет, начнется та жизнь, о которой пишется в шоколадных книгах, но она не только не начинается, а кругом становится все страшнее и страшнее»...

О музее украинского голодомора

Собираясь на Украину, строго-настрого наказывал себе - никакой предвзятости и политических пристрастий, если и пропускать всё, то только через сердце. Не получилось. Глядя на киевскую жизнь, чувствую: мозг взрывается, а сердце останавливается.

Сходил, например, в музей украинского голодомора, что приткнулся между Киевско-Печерской лаврой и мемориальным парком Вечной славы. Теперь, чувствуется во влажном днепровском воздухе, герои Великой Отечественной войны - это герои второго порядка, если вообще герои.

Внутренняя экспозиция в «подсвечнике» - серпы и вилы, цепы для молотьбы и зачем-то телега, не пустая, а с оторванным колесом внутри. Еще стенды с бумагами - настоящими ли, фальшивыми ли, бог весть. Несмотря на выходной, я в этом новом украинском храме памяти единственный посетитель, поэтому хранительница, она же по совместительству кассирша и экскурсовод, радостно предлагает мне провести индивидуальную экскурсию. Всего за 50 гривен. А когда отказываюсь, почти насильно всовывает специальный выпуск газеты «Память столицы», разумеется, на мове, с четкой градацией всех украинских голодоморов (про то, что в Поволжье, Центральной России или Казахстане тоже голодовали и жертв было не меньше, - ни слова) - 1921 - 1922, 1932 - 1933, 1946 - 1947 годов. Если так пойдет дальше, то вполне может добавиться новый - например, с хронологией 2015 - 2016.

Впрочем, никакого дефицита продуктов, во всяком случае в столице, нет. Возможно, разнообразия поменьше, однако магазины работают и какой-никакой выбор имеется. Но вот цены! В большом эконом-супермаркете прямо под майданом Незалежности стеклянные турецкие помидоры, выращенные методом гидропоники, - своих нет! - в переводе на наши деньги почти 300 рублей за килограмм, колбасы и мясо - по цене черной икры. Знаменитый Бессарабский рынок пуст - продавцы, как и на одесском Привозе, бросаются на любого покупателя.

- А что ты хочешь? - просвещает знакомый киевлянин. - Это же центр! Мы теперь вынуждены выбирать магазины. И распродажи ждем. Выручает пока только собственное сельское хозяйство, на наши продукты цены тоже выросли сильно, но хотя бы не так, как на импортные...

В следующем письме речь пойдет о странном двоемыслии в головах украинцев и о том, как оно появилось.