Премия Рунета-2020
Воронеж
+14°
Boom metrics
Звезды10 апреля 2015 10:31

Александр Феклистов: «Звягинцев огромным количеством призов заработал право снимать про нашу жизнь как хочет!»

На гастролях в Воронеже известный актер рассказал, почему не надо запрещать «тангейзеры», для жен каких людей снимает фильм на личные деньги и зачем пристает к собачникам на улице [ЭКСКЛЮЗИВ]

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

На днях с гастролями в Воронеж приезжал известный актер Александр Феклистов («Последний из Магикян», «Сваты», «Каменская», «В августе 44-го», «Упасть вверх», «Пелагия и белый бульдог»). Этому «синтетическому» артисту подвластны роли и простых таксистов, и профессоров, и Клавдия у Деклана Доннеллана, его персонажам веришь и в хорошем полнометражном кино, и в обычных сериалах. «Комсомолка» поговорила с Феклистовым об искусстве в целом, о фильмах в частности, и о личной жизни.

КАЖДЫЙ САМ ДЛЯ СЕБЯ ДОЛЖЕН ОПРЕДЕЛИТЬ - ХОДИТЬ НА «ТАНГЕЙЗЕРЫ» ИЛИ НЕТ

- Александр Васильевич, сейчас главная культурная новость, которую обсуждают, - скандал с оперой «Тангейзер». Вы как относитесь? Можно творцам опошлять образ Христа?

- А Пушкина можно опошлять? Никого нельзя. Но никуда не денется ни Пушкин, ни создатель наш никуда не денется. Это все мера условности и мера таланта. Как можно запрещать творцам что-то делать? Тогда надо вводить цензуру. Тогда определим: это пошло, а это нет. Но тут возникает вопрос: кто будет определять? Понимаете, я никогда не расскажу анекдот про религию человеку глубоко верующему, своей бабушке-соседке. Должна быть нравственная составляющая в голове.

- То есть зритель сам должен решить, ходить ему на подобные спектакли или нет?

- Конечно! Я же пойду на спектакль не просто так. Я прежде читаю о нем: кто режиссер, о чем это, как это, аннотацию изучу. Мы же живем в мире информации.

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

У ДЕКЛАНА ДОННЕЛЛАНА ГОТОВ СЫГРАТЬ ХОТЬ ВОСЬМОГО ОХРАННИКА

- Зрители жалуются, сегодня русские фильмы в основном «чернуха» или «развлекуха». О чем сейчас нужно снимать, о каких героях? Чего нам не хватает?

- Мне кажется, нам всего хватает. Мы должны снимать разные и смотреть разные фильмы. И каждый художник решает за себя, что ему снимать. Хочет Звягинцев снимать про жизнь в России через социальные проблемы – и пусть снимает. Он заработал это право огромным количеством призов. Я не являюсь поклонником всех фильмов Звягинцева, хотя "Возвращение" смотрел пару раз, это мне очень близко.

- Какие роли вам сейчас интересны?

- Мне много лет, я уже много переиграл. Но у британского режиссера Деклана Доннеллана готов играть хоть восьмого охранника. Мне важно учиться у него. Быть внутри этого честного процесса.

- Его спектакль «Мера за меру», в котором вы играете, номинирован на «Золотую маску-2015». Вы у него почти во всех спектаклях задействованы. Каково быть талисманом такого большого мастера?

- Это большая честь. Этот режиссер никогда не говорит, куда встать и как сказать. И это самое большое счастье и самая большая ответственность. К примеру, он говорит: «А давайте-ка попробуем, пусть эта сцена происходит на кухне, а кухня находится в подвале, а все остальные спят. Идите репетируйте!». А другой группе актеров он говорит другое. Это все похоже на пионерские кружки. И мы все в разных помещениях что-то делаем. Потом приносим ему. А он говорит: «Знаете, теперь попробуйте не в подвале на кухне, а на цирковой арене!». И сцена меняется абсолютно. Его любимое замечание: «Я не вижу по вашим телам, где вы находитесь!». И опять – это огромная свобода и огромная ответственность. По разному наши тела ведут себя на пляже или во дворце при королеве, или у себя дома. Он говорит: «Я не вижу, где вы сейчас!». И еще одно его очень важное замечание: «Я никогда не скажу вам, что у вас слишком высокие ставки. Я всегда вам буду говорить: у вас очень низкие ставки!». Я с вами говорю и у меня высокие ставки: я хочу, чтобы меня правильно поняли. А если я буду сидеть расслабленным и томно говорить что-то, а мне на самом деле по фигу, тогда у меня низкие ставки. И тогда я не добьюсь своей цели. И тогда я не интересен зрителю. Об общении с Доннелланом можно книгу написать.

- 11 марта Доннеллан представил балет «Гамлет» в Большом. Он нормально относится к России, несмотря на санкции? Считает, что политика должна остаться за дверь искусства?

- Я тоже так считаю! Я не понимаю, почему мы сейчас не ездим на гастроли в Киев, к примеру. Или почему киевские актеры не ездят к нам? Искусство должно быть вне границ и политики.

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

НЕ ХОЖУ В ТОК-ШОУ, ЧТОБЫ НЕ СТАТЬ ОБЫЧНЫМ

- В каких новых работах мы вас увидим?

- Только что выпустили свежий спектакль «Мужчины в тапочках» по пьесе хорватского драматурга Миро Гаврана «Подкаблучники». Это очень интересный автор, его часто ставят в мире. Но у нас мало знают. На ТВ – продолжаю работу в семейном сериале «Последний из Магикян». В полном счастье работаем над четвертым или пятым сезоном, я уже сбился со счета. В кино давненько не снимался. Последним опытом был фильм «Смерть в пенсне, или Наш Чехов» в 2010-м. Очень любопытный проект — комедийный триллер, при этом некая философская притча о «вишневом саде» современного искусства. Идея пришла выпускнице ВГИКа Анне Чернаковой еще в 1993 году, она тогда нашла 60 тысяч долларов, можно сказать, на дороге и сняла шикарный дипломный фильм «Вишневый сад». Его мало кто заметил, потому что не было проката — его показали буквально на двух фестивалях. Канул в Лету. Прошло время, Анна с Александром Адабашьяном написали современный сценарий о тех людях, и нас опять всех собрали. Юра Стоянов сыграл главную роль. По-моему, нестыдная работа получилась. Но фильм шел в Москве неделю в трех кинотеатрах по два раза... Первый канал может позволить себе вкладывать деньги в промоушен. А остальные картины – нет.

- Вы и сами делали в 1998-м телесериал «Чехов и Ко» – как драматург и режиссер. А сейчас нет режиссерских амбиций?

- Я снимаю документальный фильм. Без сценария. На свои деньги. Про своих друзей – священника Александра Волохова, художника Александра Смирнова, лауреата Букеровской премии Владимира Шарова, галериста Сергея Скрипкина, режиссера Владимира Мирзоева, режиссера и актера Дмитрия Брусникина. Наша компания образовалась в юности. Никакой особой темы нет – просто про друзей. Про наши отношения. Если получится его куда-то пристроить – буду рад. Нет – так нет. Я спокойно к этому отношусь. Пусть останется даже просто фильмом для жен этих людей.

- Видела в интернете проект «Живая поэзия», где вы читаете Пастернака. Это к Году литературы приурочено?

- Нет, это просто одна из граней моей профессии. Я часто работаю на радио, очень люблю эту сферу. На днях записывали спектакль про войну - к 9 мая. Я читаю и поэзию, и прозу. И даже сам собираюсь сделать один проект: хочу начитать гениальный роман Владимира Шарова «Репетиции». Если не найду спонсоров, сделаю на свои деньги. Это должно быть.

- Вы востребованный актер, но как-то умеете обходиться без скандальной популярности.

- А я не хожу на телевидение, в ток-шоу. Мало даю интервью. Не езжу на Донбасс.

- Не ходите на ток-шоу, потому что вам претит?

- Мне кажется, неправильно актеру обнажаться в обыденной жизни - приешься. Уже не осталось никаких тайн. Когда мы с известной белорусской актрисой Стефанией Михайловной Станютой (которая играла в фильме «Прощание с Матерой») выпивали водочку в ее квартире в Минске, она мне рассказывала, как видела Михаила Чехова на сцене. Говорит, несколько раз смотрела его спектакли и никогда не могла узнать, кого он играет. Вот это идеальный вариант! Мы должны быть разными. Как только мы каждый день мелькаем на ТВ, приучаем к себе, делаем себя обыденными - становимся одинаковыми!

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

ДЕДУШКА БЕЗ ВОЗРАСТА

- Что вам доставляет удовольствие? Есть хобби, увлечения у вас?

- Мы сейчас все больны, все мучимся информацией. Поглощаем со страшной силой в невероятных дозах. И я не избежал этой участи. Тоже в гаджетах-планшетах.

- Вы в этом удовольствие находите? Много же негативной информации в Сети.

- Нет, конечно. Я в интернете просто читаю. Действительно, очень много негатива, это ужасно. На нашу долю выпало страшное испытание – озлобленность. С этим бороться можно только, общаясь с личностями, которые несут позитив. А положительные эмоции мне дают собаки. У меня их пять. Я два дня на гастролях, и мне дико не хватает тактильных ощущений – гладить их, трепать по шерстке. Я даже как дурак на улице у всех спрашиваю: можно погладить? В России почему-то в основном говорят «не надо». А за границей: «Да, конечно, спасибо!». Вот чем мы отличаемся.

- Страничку ВКонтакте сами ведете? Она у вас очень подробная.

- У меня нет странички. Это не моя, в смысле неофициальная. И в Фейсбуке меня нет. У меня сайт есть, который от моего имени любезно предложила вести одна чудесная девушка Светлана Финошина.

- Вам в этом году будет 60 лет. Вы подводите какие-то итоги?

- Нет. Возраста нет никакого. Время придумало время - времени нет никакого.

- Чем вас дети и внуки радуют? Какой вы дедушка?

- Дедушка я плохой. Потому что родившегося в декабре внука я еще не видел. Поеду теперь в мае только - он в Санкт-Петербурге живет. А другого внука, которому 14, возьму с собой на гастроли в Англию. Дети меня радуют искренностью и честностью. К счастью, не было каких-то завиральных идей в их выборе профессии. Кто-то себя до сих пор ищет. Кто-то много работает, кто-то мало. Кто-то много зарабатывает, кто-то мало. В общем, все как у всех – те же проблемы. Но к счастью никто не стал наркоманом, убийцей. Тьфу-тьфу, все в порядке!

«КП» - Воронеж» Вконтакте, Facebook, Twitter