Премия Рунета-2020
Псков
+5°
Boom metrics
Общество15 апреля 2015 9:08

Весточки из другого мира

«Комсомолка» отыскала письма псковичей, отправленные родным в годы Великой Отечественной войны.

Фото: Михаил ГЛУЩЕНКО

Эти пожелтевшие листы с тонкими строчками выцветших чернил и химического карандаша сегодня можно увидеть в Музее несовершеннолетних узников. Вы отыщете его в Музейном переулке в Пскове, ориентиром для вас станет издательство книги «Солдаты Победы». Письма приносили родственники угнанных на принудительные работы псковичей, тех, кто был отправлен в концлагеря. Многие из авторов этих писем так и не встретили Победу…

ДОРОГАЯ АННУШКА

На чем только не писали в годы войны. Бумаги не было, и каждый клочок оказывался драгоценностью. И его экономили, писали мелко-мелко, да и тесно. Поэтому и записи сегодня трудно разобрать.

Но есть в коллекции этого музея уникальное послание. Это поздравление на день рождения «дорогой Аннушке». Подписано оно 12 июня 1944 года.

«В день твоего 18-летия мы жмем твою, закаленную трудом, руку. Детство ушло, два года проведенные в лагере, сделали тебя ответственной и сильной. Здесь ты разучилась веселиться, петь и танцевать – все то, что мы любили делать в сельском клубе. Придет ещё светлое время, и беззаботный звонкий смех снова вернется на твои уста! Ты будешь с родными и друзьями на Родине», - написано в поздравлении. Оно адресовано Анне Стрельниковой в концлагерь «Бютерслог» от 33 девушек из концлагеря «Дальние мельницы».

Фото: Михаил ГЛУЩЕНКО

ДЯДЯ ЕФИМ

Среди экспонатов этого музея есть черно-белый снимок. На обратной стороне написано «Дядя Ефим. Пучков Ефим Федорович повешен на базарной площади 7 августа 1941 года».

Он и его брат Кузьма были повешены в Пскове, и это была одна из первых публичных казней. Через десять дней на той же площади (ныне это территория площади Ленина.Ред.) были расстреляны 10 заложников. Накануне на улице Гоголя был найден мертвый немец. Горожанам, совершившим убийство, предложили добровольно сдаться. Когда никто не пришел, расстреляли десять человек, схваченных буквально на улице.

Но вернемся к снимку. Пучковых обвиняли в попытке подрыва моста через реку Великую. Известно, что их выдали соседи.

Ефим когда-то был военнослужащим, Кузьма работал грузчиком на железной дороге. Им повесили на грудь таблички с надписью «Красные партизаны». У Ефима веревка оборвалась, и он живой упал на землю. Его родственники стояли в это время в толпе - одна из женщин потеряла сознание. Но немцы снова накинули петлю.

Пучковы погибли. А их близкие попытались уехать из Пскова, но были задержаны в январе 1942 года.

Из одиннадцати человек четверо погибли в Псковской городской тюрьме, среди них жена Ефима Пучкова и его двухгодовалый сын. Остальных отправили в лагеря.

ЗАПИСКА МАМЕ

В Псковском музее-заповеднике хранится пожелтевший листок со следами химического карандаша. Он уже почти выцвел, но еще читаются строки: «Здравствуй, дорогая мама! Я сижу в 4 камере. В нашей камере работают двое рабочих напротив красной звезды в погранотряде, где стоят халтурщики. Через них передай хлеба, сахарину и табаку. На табак я что-нибудь. Валерий. Пиши обратно».

Это писал Валерка Молотков. Было ему тогда 15 лет. Семья его жила в Пскове в Безымянном переулке. Родители и два сына – Валера и Анатолий. Учились ребята в школе №1. В начале войны отец ушел на фронт. Толя, как старший из братьев, устроился на работу. Но Молотковы оставались мальчишками и по-своему видели борьбу с вошедшим в город врагом. То лишат одежды купающихся в Пскове немецких солдат, то встретят на вокзале офицера и, вцепившись в чемодан, предложат услуги носильщика, но стоит офицеру на миг отвлечься, мальчишек и след простыл. Этого показалось мало. Тогда братья решили, что для последующих действий им понадобится оружие.

После отступления наших войск его можно было без труда отыскать в пригородных лесах. Этим и воспользовались Толя и Валера. Свои находки они приносили домой и прятали на чердаке. Вскоре у Молотковых появилась и ещё одна тайна - радиоприёмник. Мальчишки стали слушать сводки из Москвы и записывать их от руки на листках ученических тетрадей. Ночью эти крохотные заметки расклеивались по всему городу. 15 мая 1943 года арестовали Марию Дмитриевну – маму мальчишек. Потом арестовали Толика и Валерку.

Вскоре женщину отпустили. И ей передали клочок бумаги – записку от младшего сына. Первую и последнюю. А вскоре Мария Дмитриевна отправит письмо своему брату Леониду: «Я пошла, и что же узнаю? Мои дорогие Валерик и Толечка расстреляны 10 июля в пять часов утра. О, боже, удар за ударом и один тяжелее другого. Нет, Лёнечка, я не плакала. У меня лились слёзы без плача. Меня успокаивали, говорили, что могли ошибиться, что сходят и узнают. Нечего раньше времени убиваться. Но назавтра в тюрьме никаких справок не давали. Я бегала к тюрьме и не верила. Но всё же другая партия тоже сказала, что, да, двое братьев из тринадцатой и четырнадцатой камер расстреляны. Я не верила. Носила передачу. Сказал служитель, он узнал меня хорошо за два месяца, что сидели мои дети. Он сказал, что Молотковы выбыли домой уже давно, 10 июля».

Арестованных вывозили на окраину Пскова в район деревни Андрохново. Жители соседних деревень слышали ночами, как шумели машины, а потом через какое-то время раздавались выстрелы. Огромные рвы присыпали землёй. Ни крестов, ни имён. Только номера у могил.

17 августа 1941 состоялся один из первых массовых расстрелов жителей Пскова (ныне это улица Советская)

17 августа 1941 состоялся один из первых массовых расстрелов жителей Пскова (ныне это улица Советская)

«Я пришла домой, я рыдала, - вспоминала Мария Дмитриевна. - У меня появилось желание пойти искать могилку моих дорогих мальчиков. Мы бродили по Крестам, спрашивали, где. Долго мы ходили, искали могилу, и тут я увидела свежие могилы с номерами. На одну из них я бросила цветочки. Я теперь не знаю, там они или нет. Но тогда я была уверена, что это мои деточки».

После войны Мария Дмитриевна уехала из Пскова, из города, где потеряла все. Ведь после известия о гибели сыновей она получила и похоронку на мужа.