Премия Рунета-2020
Новосибирск
+5°
Boom metrics
Звезды16 апреля 2015 14:05

В «Тангейзере» оказалась задействована несовершеннолетняя артистка

В опере для взрослых участвовал 11-летний ребенок. На сцене девочка оказалась в окружении полуголых женщин [фото, видео]
Некоторые артистки на сцене были топлесс.

Некоторые артистки на сцене были топлесс.

Фото: РИА Новости

Дело против «Тангейзера» все-таки не закрыто. Следственный комитет проверяет, законно ли сотрудники отказались привлечь создателей спектакля к уголовной ответственности. Напомним, с февраля там изучали видеозапись, сделанную в зале оперного театра. Искали, есть ли в опере признаки 148-й статьи Уголовного кодекса «Публичные действия, совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих». На той неделе журналистам заявили, что их не нашли. Но оказывается, это не значит, что их там нет.

- Сейчас проводится проверка законности принятого решения, - рассказала «КП» Анастасия Кулешова, представитель Следственного комитета по Новосибирской области.

Следственный комитет разбирался с режиссером Тимофеем Кулябиным и директором театра Борисом Мездричем по сигналу из прокуратуры, куда пожаловались недовольные зрители, православные активисты и даже митрополит Бердский и Новосибирский Тихон. Всего в правоохранительные органы поступило 145 заявлений от возмущенных граждан. Среди них и коллективное заявление от Совета в защиту общественной нравственности и традиционных семейных ценностей. Один из подписавших, Юрий Задоя, на днях получил ответ из Следственного Комитета.

Молитвенное стояние против «Тангейзера»: у оперного театра собралось несколько тысяч человек.

Молитвенное стояние против «Тангейзера»: у оперного театра собралось несколько тысяч человек.

Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»

ПАСТУШОК ОКАЗАЛСЯ ДЕВОЧКОЙ-ШКОЛЬНИЦЕЙ

- Постановление об отказе в возбуждении дела я уже получил, - рассказывает Юрий Задоя. - Там написано, что следователем были назначены и проведены комплексное психолого-юридико-лингвистическое исследование и комиссионная комплексная судебная экспертиза, которые однозначно показали, что в спектакле имеют место оскорбление религиозных чувств верующих и унижение человеческого достоинства верующих христиан. Кроме этого, эксперты указали на наличие признаков информации порнографического характера. Кстати, на сцене находилась и несовершеннолетняя девочка. Она играла роль пастушка, и вот как раз когда из грота этот персонаж (актер, играющий Иисуса Христа. - Прим. авт.) выходит в окружении полуголых девиц, она находится на сцене. Девочка несовершеннолетняя, ей всего 11 лет! В конце концов, есть Федеральный закон о защите детей от вредной информации, а ребенок видит обнаженные тела! Однако следователь отказал в возбуждении уголовного дела в отношении Мездрича и Кулябина «в связи с отсутствием в их действиях состава преступления». Мол, умысла не нашли. Мы будем обжаловать этот отказ. Потому что считаем, что в России нельзя безнаказанно глумиться над образом Христа и оскорблять чувства миллионов граждан. Если по мнению мирового судьи (создатели постановки были оправданы в мировом суде Центрального района - Прим. авт.) и следователя, ничего незаконного не было, то почему тогда уволили Мездрича, почему сняли баннер со цены, почему убрали из репертуара спектакль, почему Министерство культуры предложило Мездричу и Кулябину извиниться перед верующими? Неувязка.

Против режиссера Тимофея Кулябина не стали возбуждать уголовное дело. Впрочем, похоже, это может быть неокончательным решением Следственного комитета.

Против режиссера Тимофея Кулябина не стали возбуждать уголовное дело. Впрочем, похоже, это может быть неокончательным решением Следственного комитета.

Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»

- А вы довольны увольнением Бориса Мездрича?

- Это не победа, а первый и самый малый шаг на пути защиты отечественной культуры и святынь. Еще остается не наказанным главный соучастник преступления против культуры и общественной нравственности - Тимофей Кулябин. Разъединять этих «деятелей» никак нельзя.

- После снятия Бориса Мездрича многие заговорили о церковной цензуре, о предварительных просмотрах новых постановок специальной комиссией. Вы за это выступаете?

- Людям, у которых нет стыда и совести, нужна нравственная узда. Думаю, если будет работать принцип неотвратимости наказания за совершенное преступление, тогда не нужно будет предварительных просмотров. Нравственно разложившиеся люди найдутся и в комиссиях предварительного просмотра.

Мировой суд оправдал Бориса Мездрича по административной статье. Но несмотря на это, поста директора новосибирского оперного Мездрич лишился.

Мировой суд оправдал Бориса Мездрича по административной статье. Но несмотря на это, поста директора новосибирского оперного Мездрич лишился.

Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»

ЮРИСТЫ: ПО «ТАНГЕЙЗЕРУ» ПЛАЧЕТ ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС

«Тангейзеру» стоило бы попасть в лекции для студентов-юристов. Случай громкий, и до сих пор непонятно, нарушили ли создатели постановки закон. Юрист Алексей Крестьянов по просьбе «Комсомолки» высказал свое мнение:

- Если говорить про несовершеннолетнюю девочку, то вряд ли тут есть какое-то нарушение. Ну и что, что она ходит среди женщин, которые выступают топлес на сцене? Что она там не видела? Тогда и общественная баня нарушает права детей, но это же не так, - говорит Крестьянов. - Что касается суда над создателями, то он возможен. Но это должен быть гражданский суд, а не уголовный или административный. Если бы православная церковь обратились в гражданский суд по поводу нарушения 152-й статьи «Защита чести, достоинства и деловой репутации», то наверняка выиграла бы! Потому что образ Иисуса Христа у нас используют только религиозные организации, а театр взялся использовать этот образ с целью получения денег, извлечения дохода, незаконно. Хотя не правы и те, кто совсем вычеркнул оперу из репертуара: внести в нее коррективы - было бы логичнее. При полной же отмене спектакля оказались нарушены права зрителей. Потому что «Тангейзер» поставлен на бюджетные деньги, а значит, является культурным достоянием Российской Федерации. И лишить людей этого достояния - это нарушение Конституции!

Защитники «Тангейзера», кстати, сейчас собирают подписи под онлайн-петицией с требованием вернуть постановку в репертуар оперного, за высказались уже более 15 тысяч человек.

- Основные наши требования - восстановление в репертуаре «Тангейзера», снятие Владимира Кехмана с должности директора театра. Также мы просим пересмотреть статью об оскорблении религиозных чувств. Она прописана очень размыто. Или ее нужно вообще отменять, или детально прорабатывать - чтобы люди понимали, нарушают они закон или нет. Пока же там какие-то общие слова, - считает Наталья Пинус, общественница, которая выступает за «Тангейзера».

А это митинг за «Тангейзера». Многие пришли с детьми.

А это митинг за «Тангейзера». Многие пришли с детьми.

Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»

Под этими требованиями подписались уже многие знаменитые люди. Например, режиссер Андрей Звягинцев. Но есть среди деятелей культуры и те, кто занимает другую позицию. Например, писатель Евгений Водолазкин, который в этом году стал автором текста «Тотального диктанта», заявил:

- Спектакль не видел, но видел постер, который произвел на меня, скажем прямо, тягостное впечатление. Я сторонник демократических отношений в обществе, но демократия предполагает ответственность…

Понесут ли ответственность за постановку ее создатели, пока так и неясно. «Комсомолка» будет следить за развитием событий.

Нарушили ли создатели оперы закон? Оставьте свой отклик на нашем сайте!

СООБЩАЕМ ПОДРОБНОСТИ

Против «Тангейзера» не стали возбуждать уголовное дело

Дело против скандальной оперной постановки «Тангейзера» можно считать закрытым. А уголовное - даже не начавшемся. В следственном комитете без малого месяц отсматривали видеозапись, сделанную в зале Новосибирского театра оперы и балета. Искали, есть ли в опере признаки 148-й статьи Уголовного кодекса – «Публичные действия, совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих».

- Их нет, нами принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, - коротко комментирует представитель Следственного комитета по Новосибирской области Анастасия Кулешова, ставя точку в спорах о нашумевшей постановке. Опера оказалась все-таки в законе (подробности)

КСТАТИ

Борис Мездрич: За «Тангейзер» мы заплатили Стигу Андерсену 6,5 миллионов рублей, но это небольшие деньги!

Бывший босс Новосибирского театра оперы и балета Борис Мездрич дал большую пресс-конференцию. Прервать свое молчание (а Мездрич зарекался не общаться с журналистами из-за усталости - прим. авт.) решил после того, как увидел выступление перед прессой нового директора - Владимира Кехмана. Тот рассказывал, что оперный достался ему в запущенном состоянии: пуантов балеринам не хватает, а оркестр жалуется, что играет на старых струнах. Средняя зарплата, по словам Кехмана, для федерального театра просто смешна - 20 тысяч с копейками... Так что первым делом затеял бизнесмен там ремонт и пообещал всем выписать премию (подробности)

А В ЭТО ВРЕМЯ

Директор новосибирского театра оперы и балета Владимир Кехман: «Никогда не слушайте Ксению Собчак!»

В самом начале разговора новый директор новосибирского оперного заявил, что он открыт для прессы, хотя знакомые советовали ему не ходить на встречу с акулами пера. С журналистами Кехман общался около часа. «Комсомолка» представляет одни из самых интересных ответов на вопросы нового управленца от культуры (подобности)

Защитников «Тангейзера» усмиряли добром

В первое апрельское воскресенье в три часа дня на площади у новосибирского оперного театра - необычайно многолюдно. У православных - Вербное воскресенье, у защитников опального "Тангейзера" - повод выразить свое несогласие с тем, как оценили работу большого коллектива. А еще, если верить организаторам, - тревожит отсутствие свободы творчества. В общем, целый набор накопившихся проблем. То тут, то там мелькали плакаты «Отстаньте от искусства» или «Главная обязанность художника – показывать, а не доказывать»: вот они, мотивы выйти на главную площадь города... Народ, в принципе, подобрался разношерстный - молодые лица, середнячки, поколение постарше. У всех свой повод (подробности)

МНЕНИЕ Режиссер Андрей Звягинцев: «Запрет «Тангейзера» – это бойкот Конституции» Автор «Левиафана» заочно принял участие в новосибирском митинге за свободу творчества. А также ответил на несколько вопросов от радио «Комсомольская правда». – Андрей Петрович, почему Вы решили пусть заочно, но присоединиться к акции? – К сожалению, я не видел спектакля, и потому не имею морального права защищать его. Но я защищаю право художника на высказывание. Моя позиция проста: художник высказался, и это его право. Ваше право – не соглашаться с его высказыванием, для этого и существует общественная дискуссия. Государство не может регламентировать высказывание автора. Свобода прессы, свобода слова, отсутствие цензуры – это те незыблемые основы, которые пропечатаны черным по белому в главном документе Российской Федерации – в Конституции. И никто не вправе подвергать их ревизии (подробности) Протодиакон Андрей Кураев: Если часть людей считает, что им плюнули в душу, постановщики должны были объясниться …С Андреем Кураевым мы встречались 4 апреля в пресс-центре Новосибирского союза журналистов. Хотя протодиакон и был одет в черную рясу, от шаблонного образа священника он был далек: в ожидании разговора переписывался с кем-то на своем мобильном, да и огромного креста напоказ на нем не было. - Мне непонятна ситуация с Оперным театром. Вы, театралы, – служители слова, но помимо этого у вас есть другие средства воздействия на зрителей: выражение глаз, актерское искусство, костюмы, декорации, музыка. И если вы видите, что после послания, которое вы даете залу, часть людей считает, что вы им плюнули в лицо, мне кажется, это повод побежать вслед тем людям и сказать им: «Давайте объяснимся, извините» (подробности) «Тангейзер»: дело закрыто, а тема - нет На радио «Комсомольская правда» мы попыталась взвешенно и досконально разобрать ситуацию вокруг нашумевшей оперы, выслушав разные точки зрения. Споры о «Тангейзере» с каждым днем становятся все жарче, а история обрастает новыми гранями. Но давайте вспомним, с чего, вообще, началось противостояние тех, кто выступает за и против скандальной постановки (подробности)

МНЕНИЕ

Режиссер Андрей Звягинцев: «Запрет «Тангейзера» – это бойкот Конституции»

Автор «Левиафана» заочно принял участие в новосибирском митинге за свободу творчества. А также ответил на несколько вопросов от радио «Комсомольская правда».

– Андрей Петрович, почему Вы решили пусть заочно, но присоединиться к акции?

– К сожалению, я не видел спектакля, и потому не имею морального права защищать его. Но я защищаю право художника на высказывание. Моя позиция проста: художник высказался, и это его право. Ваше право – не соглашаться с его высказыванием, для этого и существует общественная дискуссия. Государство не может регламентировать высказывание автора. Свобода прессы, свобода слова, отсутствие цензуры – это те незыблемые основы, которые пропечатаны черным по белому в главном документе Российской Федерации – в Конституции. И никто не вправе подвергать их ревизии (подробности)

Протодиакон Андрей Кураев: Если часть людей считает, что им плюнули в душу, постановщики должны были объясниться …С Андреем Кураевым мы встречались 4 апреля в пресс-центре Новосибирского союза журналистов. Хотя протодиакон и был одет в черную рясу, от шаблонного образа священника он был далек: в ожидании разговора переписывался с кем-то на своем мобильном, да и огромного креста напоказ на нем не было. - Мне непонятна ситуация с Оперным театром. Вы, театралы, – служители слова, но помимо этого у вас есть другие средства воздействия на зрителей: выражение глаз, актерское искусство, костюмы, декорации, музыка. И если вы видите, что после послания, которое вы даете залу, часть людей считает, что вы им плюнули в лицо, мне кажется, это повод побежать вслед тем людям и сказать им: «Давайте объяснимся, извините» (подробности) «Тангейзер»: дело закрыто, а тема - нет На радио «Комсомольская правда» мы попыталась взвешенно и досконально разобрать ситуацию вокруг нашумевшей оперы, выслушав разные точки зрения. Споры о «Тангейзере» с каждым днем становятся все жарче, а история обрастает новыми гранями. Но давайте вспомним, с чего, вообще, началось противостояние тех, кто выступает за и против скандальной постановки (подробности)

Протодиакон Андрей Кураев: Если часть людей считает, что им плюнули в душу, постановщики должны были объясниться

…С Андреем Кураевым мы встречались 4 апреля в пресс-центре Новосибирского союза журналистов. Хотя протодиакон и был одет в черную рясу, от шаблонного образа священника он был далек: в ожидании разговора переписывался с кем-то на своем мобильном, да и огромного креста напоказ на нем не было.

- Мне непонятна ситуация с Оперным театром. Вы, театралы, – служители слова, но помимо этого у вас есть другие средства воздействия на зрителей: выражение глаз, актерское искусство, костюмы, декорации, музыка. И если вы видите, что после послания, которое вы даете залу, часть людей считает, что вы им плюнули в лицо, мне кажется, это повод побежать вслед тем людям и сказать им: «Давайте объяснимся, извините» (подробности)

«Тангейзер»: дело закрыто, а тема - нет На радио «Комсомольская правда» мы попыталась взвешенно и досконально разобрать ситуацию вокруг нашумевшей оперы, выслушав разные точки зрения. Споры о «Тангейзере» с каждым днем становятся все жарче, а история обрастает новыми гранями. Но давайте вспомним, с чего, вообще, началось противостояние тех, кто выступает за и против скандальной постановки (подробности)

«Тангейзер»: дело закрыто, а тема - нет

На радио «Комсомольская правда» мы попыталась взвешенно и досконально разобрать ситуацию вокруг нашумевшей оперы, выслушав разные точки зрения.

Споры о «Тангейзере» с каждым днем становятся все жарче, а история обрастает новыми гранями. Но давайте вспомним, с чего, вообще, началось противостояние тех, кто выступает за и против скандальной постановки (подробности)