Премия Рунета-2020
Новосибирск
+7°
Boom metrics
Общество17 апреля 2015 9:00

В Новосибирской области 93-летнюю фронтовичку похоронили заживо

Имя бабушки по ошибке внесли в Книгу памяти погибших на войне. Из-за путаницы Надежда Толстых никогда не получала льгот, а парад Победы смотрела только по телевизору... [фото, видео]
Фото: Екатерина ТОЛСТЫХ

Фото: Екатерина ТОЛСТЫХ

Разговоры о льготах, наградах, внимании Надежда Лазаревна всегда прерывала, отшучиваясь:

- Да мне и обычной пенсии хватает! Вот только не вздумайте куда-то писать, просить!

Так что больную тему сын и внуки старались лишний раз не поднимать. Тем более, что в семье один фронтовик уже был, муж Надежды Лазаревны - Василий Григорьевич - каждый год исправно получал на 9 мая телеграмму с поздравлениями за подвиги на передовой. Но в 2005 году его не стало. И у бабушки, которая три года провела в окопах на фронте, праздник вызывал действительно слезы на глазах. И слезы эти были от обиды.

- На парад никогда не ходила, переживала, что про нее не просто забыли, а похоронили заживо, - рассказывает сын фронтовички Владимир Толстых. - Каждое 9 мая мы едем на дачу, жарим шашлыки, а мама смотрит парад по телевизору, плачет...

ОБНАРУЖИЛА СЕБЯ В СПИСКАХ МЕРТВЫХ

В девичестве Надежда Лазаревна носила фамилию Усова. Именно под этой фамилией она - 22-летняя хохотушка с двумя длинными косами – и вызвалась пойти добровольцем на фронт. Тогда в родном селе Колыванского района (Новосибирская область) девчонок подбила на подвиг школьная учительница.

- Бестолковые мы были, - качает головой бабушка, жалея не о том, что на войну попала, а о том, что подруги, с которыми отправлялась на фронт, обратно домой так и не вернулись. - Нас пятеро из села вызвалось, все молоденькие. Подружек моих война забрала, одна я жива осталась. Служили мы во второй гвардейской части, что под Новгородом. Помню, как косы командиры хотели мне отрезать, как бомбы летят, как с девчонками отлучились из части, чтобы на лодке до Новгорода добраться, город посмотреть, и получили за это нагоняй: пять нарядов вне очереди!

С 1943 года до самой победы сибирячка провела на передовой, работала сапером. В 60-х ей вручили памятную медаль к 20-летию Победы. А после этого о рядовой Усовой забыли. Ни наград, ни поздравлений...

В 80-х годах на малой родине фронтовички - в Колывани - открыли мемориал памяти павшим на войне. Среди множества фамилий на камне было высечено: Усова Надежда Лазаревна... Для чиновников ветеран оказалась мертва. А она о себе живой и не стала заявлять. То ли переживала, что одна вернулась в родное село, без подруг. То ли просто стеснялась что-то просить.

В 2005 году бабушку во второй раз похоронили заживо, тогда ее данные попали в Книгу памяти Колыванского района.

Имя бабушки по ошибке внесли в Книгу памяти погибших на войне. Фото: Екатерина ТОЛСТЫХ.

Имя бабушки по ошибке внесли в Книгу памяти погибших на войне. Фото: Екатерина ТОЛСТЫХ.

С тех пор сын Надежды Лазаревны и стал писать чиновникам: Усова жива! Только теперь не Усова она, а Толстых. В 2010 году его услышали, в Колывани снова решили издать литературный труд, на этот раз «Они вернулись с победой». И вот в списках живых та самая: Усова Надежда Лазаревна. Но с мемориала имя бабушки так и не убрали, хотя реставрировали его пару месяцев назад...

- Это же парадокс: получается, мама есть и в живых, и в мертвых. Но это только в книгах! В документах ее нет вообще нигде, - возмущен Владимир Толстых. - Хоть она и просила никому не писать, не поднимать эту тему, я решил к 70-летию Победы сделать ей подарок, восстановить справедливость, вернуть ей все то, что она не получала, а должна была получать.

ПОЖАР СТЕР БОЕВОЕ ПРОШЛОЕ

Восстановить фронтовичку в правах оказалось сложнее, чем найти родственников солдат, чьи останки до сих пор находят во время раскопок. Все архивные фотографии бабушки сгорели еще в 60-х годах.

- Вернувшись с фронта, мама вышла замуж и переехала в Новосибирск, там проработала всю жизнь продавцом в магазине «Зорька», - рассказывает Владимир Толстых. - В Новосибирске мы сначала жили в частном доме на улице Воинской. В 1965 году он сгорел. А там все фотографии с фронта, все документы... Выходит, у мамы на руках осталась только эта медаль к 20-летию Победы. И больше ничего. Я начал писать во все инстанции запросы, а они присылают отписки: «Данных не обнаружено». Но так помогите обнаружить!

Из-за путаницы Надежда Толстых никогда не получала льгот. Фото: Екатерина ТОЛСТЫХ.

Из-за путаницы Надежда Толстых никогда не получала льгот. Фото: Екатерина ТОЛСТЫХ.

Зацепка есть пока только одна. В Колыванском военкомате семье выдали бумажку:

«Справка дана Усовой Надежде Лазаревне 1921 года рождения в том, что она действительно была призвана в годы ВОВ Колыванским РФК Новосибирской области 9.04.1943. Основание: книга призыва за 1943 год. Военный комиссар С. Черкасов».

Но эта же справка сыграла злую шутку с фронтовичкой.

- Так как она была на фронте, то не может быть признана тружеником тыла. А значит, льгот ей и как труженику тыла не дают, - вздыхает Владимир Толстых.

В общем, из-за досадной ошибки застыла рядовая Усова между небом и землей: между живыми и мертвыми, фронтовиками и тыловиками. Вот и переживает бабушка от обиды.

- В Подольске есть архив Минобороны, туда я отправил письмо. Может, там найдутся мамины документы, - не унывает сын Надежды Лазаревны. - На 9 мая, видать, не успеем мы ей сделать подарок. Но может, к ее дню рождению удастся - маме летом исполнится 94 года. Дай бог, и ваша публикация поможет!