Премия Рунета-2020
Псков
+6°
Boom metrics
Звезды30 мая 2015 7:00

Художественный руководитель студии «Циркачонок»: Цирк – это колоссальная работа

С 4 по 7 июня в эстонском городе Вильянди пройдут 35-е Международные Ганзейские дни, среди участников торжеств – артисты цирка из Пскова

Фото: Михаил ГЛУЩЕНКО

С руководителем коллектива «Циркачонок» Ириной Михайловой пообщался корреспондент «Комсомольской правды».

Фото: Михаил ГЛУЩЕНКО

- Ирина Александровна, ваша студия получила очень почётное предложение - выступить на Ганзейских днях в эстонском Вильянди. Расскажите, пожалуйста, об участии в этом мероприятии.

- 1 ноября 2014 года был юбилей коллектива, нам исполнялось 30 лет. Мы пригласили на концерт администрацию, были представители государственного комитета по культуре. Видимо, мы произвели на них хорошее впечатление, потому что нас пригласили выступить на Ганзейских днях в Эстонии.

Там мы представим 7 номеров, каждый из которых имеет статут лауреата 1степени на Международном фестивале «Цветы России. Белые ночи»: это и эквилибристика, и акробатика, и жонглирование. Например, мы повезём в Эстонию номер «Антипод», там четыре человека синхронно крутят ногами разные предметы, такие номера даже в профессиональном цирке редкость. Будут прыгуны на баллонах - шесть мальчишек, весь номер построен в стиле Чикаго 30-х годов. Эквилибрист на катушках, номер «Пьеро», его исполнит 10-летний Федя. Самые маленькие ребята покажут акробатику на лесенках. Будут парные жонглёры – муж и жена Маргесы, они исполнят танго с жонглированием. Когда этот номер увидели на фестивале, ребята из «Цирка на Фонтанке» сказали, что такой номер взяли бы к себе сразу в программу.

В общем, мы очень рады, что поедем в Эстонию. Коллектив держится не тем, что тренируется в зале, а тем, что выступает. Да и номер живёт и растёт только перед публикой.

- В апреле 2015 года «Циркачонок» съездил на X-й международный фестиваль любительского циркового искусства «Цветы России. Белые ночи» и привёз оттуда гран-при. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом фестивале.

- На Фестивале мы частные гости. Обычно не поднимались выше 2 места. Я всё думала, ну когда же мы победим. И тут раз – и гран-при! Победить было непросто – участвовал 51 коллектив, да и география обширная – Израиль, Великобритания, Беларусь, почти все крупные город России. Мы соревновались с теми коллективами, у которых оснащение лучше, были такие, которые базируются в профессиональных цирках на манеже. А мы… Мы единственный цирковой коллектив в области, а у нас зал 25 лет не ремонтировался. Маты, шведские стенки - все уже раскрошились. Правда, обещали к 2019 году отремонтировать.

Но мы смогли показать очень высокий уровень. Жюри очень было довольно. Мы недавно создали новый номер – воздушные гимнасты на полотнах выступают под классическую музыку из балета «Щелкунчик». Жюри из «Китайского золотого цирка» хотят пригласить этот номер к себе в программу. А артистам, выступающим в этом номере, всего 9 и 10 лет.

Фото: Михаил ГЛУЩЕНКО

- Расскажите, пожалуйста, чем отличается цирковое представление от, скажем, танцевального?

- Сложность цирка – совместить трюк, музыку, реквизит так, чтобы получилась цельная композиция. Трюк, конечно, в цирке главное, но надо, чтобы зрителю было интересно, чтобы номер смотрелся эстетично. Сложно сделать так, чтобы музыка не просто шла фоном, а органично вплеталась в канву программы, подчёркивалась трюками и реквизитом. Если артист, например, подбрасывает булавы, то надо, чтобы он попал в музыку, и этот жест нёс смысл. Цирковых хореографов очень мало, но нам повезло - Никандрова Марианна Игоревна ставит нам удивительные программы.

- А много ли тренеров работает в студии?

- Немного: я и ещё один тренер, она пока работает на неполной ставке. Ещё хореограф.

- А сколько ребят? Как они работают?

- В группе 25 человек от 9 до 25 лет. В программе 25 номеров, ещё в разработке 7 номеров. У нас есть отдельный детский блок, есть взрослый, есть совместные номера. Ребята занимаются каждый день. Это тяжёлый труд. Сезон мы начинаем с сентября, а заканчиваем Днём города.

Фото: Михаил ГЛУЩЕНКО

- А какие отношения в коллективе?

- У нас одна большая дружная семья – маленькие тянутся за старшими, старшие помогают маленьким, родители помогают. Всегда поздравляем друг друга с днями рождения. Собираемся на закрытии сезона и едем на шашлыки. В начале сезона собираемся и ставим цели на сезон, все вместе. Мы всё делаем вместе.

- Расскажите, как создаются номера?

- Не скажу, что идейный вдохновитель только я. Я – режиссёр-постановщик. Стараюсь делать номера под конкретного человека, под его характер. Вот пришёл один мальчик – просто вылитый Чарли Чаплин. Поставили ему номер, который с большим успехом пошёл. Или раньше был воздушный номер на ремнях «Маленьких принц», очень красочный, красивый – планеты, звёзды. Потом этот гимнаст вырос, решили повторить этот номер с другим мальчиков. Сколько пробовали - ну не то, совсем не то. Нет у него этой плавности, мягкости движений. А включили случайно музыку из «Незнайки», и всё, сразу поняли – его образ. Вот он теперь и летает с Луной под задорную музыку. Вот таким порывом номера создаются.

- А есть ли у вас любимый номер?

- Как-то особенно не выделяю никакой, они все любимые.

- Какой отбор проходят ребята, желающие поступить в студию?

- У нас нет таких жёстких отборов, как в гимнастике. Если ты не гибкий, то можешь пробовать себя в жонглировании, например. Моим первым выпускникам уже по 37 лет - близнецы, мальчик и девочка. Вот негибкие, а заниматься хотят. Я им предложила жонглировать. И через 3 года они заняли первое место на фестивале с жонглированием, обошли 40 цирков.

Вообще, цирк – это то место, где каждый может найти себя. Ребята у нас универсалы – умеют всё. И гимнастика, и жогляж, и эквилибристика, и по проволоке ходят. К нам недавно пришли мальчики, раньше паркуром занимались. Мы им тоже предложили жонглировать. Как-то они втянулись, что мы хотим один наш давний номер с параллельным жонглированием возрождать. А вот без трудолюбия никак нельзя стать цирковым артистом. Цирк – это колоссальная работа.

Фото: Михаил ГЛУЩЕНКО

- А что сложнее – выступать самой или смотреть, как выступают воспитанники?

- Сейчас уже могу смотреть, а когда первых выпускала, думала, что проще самой выйти. Руки-ноги потели от волнения. Я когда сама выступала, у меня был тренер, она мне всегда за кулисами кричала: «Ира, стой!». И я стою на 5 катушках. А когда она ушла, я подумала: «Как я теперь буду выступать? Я же упаду!». В меня всё заложено моим тренером – Михайловой Валентиной Ивановной. Я её до сих пор на все концерты приглашаю, это как вторая мама для меня.

- А как вы сами попали в цирк?

- Мне с 4 лет цирк снился. Когда меня сюда привели, мы кувырки учили, прыгали, а я и не знала, что это за секция. Потом подошла к тренеру, спросила. Он сказал, что это цирк, с тех пор и тружусь, не покладая рук. Я бы по этой лестнице (зал находится на 2 этаже) уже до Луны бы дошла.

- А помните своё первое выступление?

- Первое выступление помню, смешное очень было. С девчонками перед выступлением взяли пирожных и лимонада, наелись. Потом на выступление пошли, на лесенки. И вот стоим мы на этих лесенках, в переднем упоре, с огромными животами, набитыми пирожными, а самим смешно. Тренер очень потом нас ругала.

Ребятам, которые сейчас выступают, повезло – они с детства на фестивали ездят. Я на свой первый фестиваль попала в 27 лет. На манеж, там было очень волнительно. На сцене проще выступать, а на манеже эта атмосфера просто обхватывает. Вроде и давит, а вроде и помогает.

- Ирина Александровна, а каковы ближайшие планы студии?

- Мы ищем новые фестивали, но приглашений мало. Понимаете, сейчас хорошие фестивали за Уралом - далеко, дорого. В перспективе хотим устроить цирковое театральное представление об истории Пскова. В 2017 году исполнится 50 лет псковскому цирку, мы уже готовим программу. А ещё очень хотелось бы выступить с сольной программой, только своим коллективом, провести отчётный концерт.

Фото: Михаил ГЛУЩЕНКО

СПРАВКА «КП»

Творческий коллектив «Циркачонок» образован в 1984 году. В 1997 году ему присвоено звание «Образцовый самодеятельный коллектив». Основатель, художественный руководитель и режиссер – Михайлова Ирина Александровна. Хореограф – Никандрова Марианна Игоревна.

Коллектив - победитель многочисленных Международных, Всероссийских и Областных фестивалей и конкурсов.