Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Политика29 июля 2015 22:00

Вторая жизнь десантника Потапова

Потерявший на войне обе ноги лейтенант вернулся на службу
После тяжелейшего ранения на больничной койке казалось, что жизнь кончилась... Фото: личный архив Игоря Потапова.

После тяжелейшего ранения на больничной койке казалось, что жизнь кончилась... Фото: личный архив Игоря Потапова.

Как и каждый советский школьник, Игорь Потапов читал «Повесть о настоящем человеке» - историю летчика Мересьева (реальный прототип - Алексей Маресьев), который, потеряв обе ноги, вернулся на фронт. И, наверное, как и все мальчишки, примерял на себя роль героя-истребителя. Мол, а я бы смог? Но и не думал, что эту дилемму придется решать в реальной жизни.

Кем быть? Не вопрос!

Вопрос, кем быть, перед Игорем Потаповым не стоял никогда. Отец - военный, прошедший Анголу и Афганистан, дважды раненный, - служил в ВДВ. Вместе с семьей родившийся в Каунасе Игорь сменил несколько городов. Порой жили прямо в части. Вся десантная жизнь была на виду, так что к моменту окончания школы парень уже решил, что его призвание - носить голубой берет и следовать девизу «Никто, кроме нас».

В 1994-м он поступил в Рязанское десантное училище, где отец тогда работал преподавателем. Курсантская жизнь не сахар, но, как вспоминает сам Игорь, по молодости все невзгоды воспринимались легче.

- Середина 90-х - это было не самое лучшее время для армии, - вздыхает он. - И отношение к ней было не очень хорошее, и с довольствием были проблемы. Многие офицеры ВДВ - элитных войск! - были вынуждены подрабатывать! Те, кто служит сейчас, конечно, таких проблем не знают…

Курсантам десантуры и тогда проблемы были нипочем. На всех фото курсантских лет Игорь Потапов улыбается. Вот кадр после первого прыжка с парашютом. Вот выпуск в марте 1999 года. Он, к слову, был ускоренным, обычно училище отпускает «во взрослую жизнь» офицеров в конце июня. Возможно, потому, что в Чечне снова назревала война. Почти все выпускники того года прошли через нее. Многих Игорь потом встречал в госпиталях.

А вот еще фото: лейтенант Потапов в свой первый день в полку (Рязанском 137-м). Мечта сбылась! Он - молодой офицер-десантник. Все дороги у ног.

Но послужить пришлось недолго. В сентябре того же 1999-го Игоря Потапова командировали в Дагестан. А в декабре 21-летний десантник потерял обе ноги.

Игорь окончил училище аккурат к началу второй чеченской. И вместе с офицерами своего выпуска сразу отправился на Кавказ.

Игорь окончил училище аккурат к началу второй чеченской. И вместе с офицерами своего выпуска сразу отправился на Кавказ.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

«Главное - жить будете!»

18 декабря замкомроты Игорь Потапов с бойцами попал в засаду боевиков под Аллероем. Минометная мина рванула прямо под ногами. Потапова отбросило, по десантникам открыли огонь автоматчики.

«Главное - жить будете», - бормотал подоспевший на помощь солдат, перевязывая раны и стараясь не смотреть лейтенанту в глаза. А тот все спрашивал: «Что с ногами? Что с ногами?»

Тяжелораненого лейтенанта погрузили на БМД, которая доставила его к вертолету. Но ничего этого Игорь Потапов уже не видел. В себя он пришел в госпитале под Хасавюртом. Поднял голову. Ног не было. На их месте аккуратно застелили и подоткнули одеяло.

- Сейчас я понимаю, что мне повезло, - говорит Игорь Потапов. - Вертолет, который доставил меня в госпиталь, должен был сразу же забрать оттуда инспектирующего полковника, хирурга из окружного госпиталя. Но, увидев меня, он остался и провел операцию. А иначе я, скорее всего, сейчас бы с вами не разговаривал.

Кстати, с Алексеем Маресьевым произошла точно такая же история: летчика посчитали безнадежным, но приехавший с проверкой врач заметил его и приказал: «Этого - в операционную». Вот только спасший молодого десантника полковник останется безвестным: имени его Игорь не знает...

Это сейчас Потапов говорит «повезло». Но тогда, конечно, мысли о везении и рядом не было. Зато, как позже признавался Потапов, были мысли попросить друзей принести пистолет… 21 год. Три месяца службы. И все? Ну куда без ног-то? И Игорь Потапов решил… служить дальше.

Впрочем, путь в строй оказался длинным. Почти год в госпиталях. И месяц в немецкой клинике в Людвигсхафене, куда Игорь попал вместе с товарищами по несчастью из армии и МВД.

Все это время рядом с ним были и друзья, и родители. Их, кстати, в тот злополучный день уже напугали «сочувствующие». Мол, погиб ваш сын. Отец с матерью не поверили. И сделали все, чтобы помочь.

Постоял за державу на футбольном поле

- Не казалось странным, что присягал России, а на ноги поставили в другой стране? - задаем Потапову не очень приятный вопрос. Игорь ненадолго задумывается.

- Вообще, конечно, странно, что в стране, армия которой так часто воюет, так плохо обстоят дела с протезированием, - говорит он. - В Германию я приехал с протезами, которые мне сделали здесь. А в коридоре клиники был своего рода музей протезирования. И когда меня по нему вели, мои протезы были где-то в районе 70-х годов XX века. А потом меня подвели к одному из последних стендов и сказали: «А у тебя будут вот такие».

В Людвигсхафене Игоря Потапова буквально заново учили ходить. Дело это непростое даже при потере пальцев ног - именно они помогают нам сохранять устойчивое вертикальное положение. А уж если обе ноги ампутированы выше колена… Но десантника такими трудностями не испугаешь. Потапов падал и снова поднимался. И в итоге не просто встал на ноги - пошел и даже побежал.

Сегодня у подполковника Потапова счастливая семья и гражданская работа. Но о службе десантник вспоминает часто. Фото: личный архив Игоря Потапова.

Сегодня у подполковника Потапова счастливая семья и гражданская работа. Но о службе десантник вспоминает часто. Фото: личный архив Игоря Потапова.

- Программа реабилитации у немцев была расписана очень жестко, - вспоминает он. - И по щебенке заставляли ходить, и по качающемуся мостику. И в боулинг играли, и даже в футбол! Немцы предложили устроить матч: их пациенты против русских. Ну и постояли за державу, выиграли (смеется). В нападении я, конечно, не бегал, но в защите отыграл как надо.

В общем, через месяц Игорь Потапов вышел из клиники, опираясь на легкую трость. И подал рапорт с просьбой разрешить остаться на службе. Командиры и врачи долго решали, не станет ли парень обузой для армии. Дело дошло до главкома ВДВ (им тогда был Георгий Шпак). И тот разрешил десантнику вернуться в строй. Кстати, оставив должность главнокомандующего, Шпак стал губернатором Рязанской области и не раз бывал в десантном училище, когда Игорь Потапов там уже служил.

- Сейчас я думаю, что на гражданке мне было бы гораздо труднее вернуться к жизни, - размышляет Потапов. - Как работу искать? Как вообще самого себя искать? А в армии проще: раз служишь - выполняй свои обязанности. В моем случае, конечно, не было ни физподготовки, ни строевой.

«На сына давить не буду»

Вернувшись в строй, Игорь Потапов отправился в годичную командировку в Боснию. Оттуда, кстати, ему пришлось отлучиться: из миротворческой бригады вызвали в Москву. Там в день ВДВ, 2 августа, министр обороны Сергей Иванов вручил десантнику новую «девятку». Машину-то Игорь водит не хуже других. Правда, радовала она его недолго: в 2002 году рядом с училищем ураганом свалило дерево. И упало оно прямо на потаповскую машину.

Вернувшись из Боснии, Игорь познакомился с женой Анной. Встретились случайно в больнице: каждый приходил проведать своих родственников. Первое свидание было в Рязанском кремле.

- Я тогда еще не готов был так много ходить, - улыбаясь, вспоминает Игорь. - Быстро устал. Тут Анна и догадалась, что у меня с ногами что-то не так. А до того и не подозревала. Ну, так она сама говорит (улыбается).

Жены военных - это тоже отдельная история и отдельная категория женских характеров. Героиня фильма «Москва слезам не верит» говорила: «Чтобы генеральшей стать, надо за лейтенанта замуж выходить». А Анна вышла за Игоря, зная, что генералом-то он станет вряд ли. И не пожалела. Сейчас Потаповы растят двоих детей: Алине два с половиной, Даниилу шесть с половиной лет. Он уже пытается примерять отцовскую форму. Но сам Игорь говорит:

- Давить на сына не буду. Захочет форму носить, пусть носит. А не захочет - ну и что ж?

«Гражданская жизнь ничем не лучше»

На войне зачастую счет идет на минуты. На помощь пехоте в самые горячие моменты приходит авиация.

На войне зачастую счет идет на минуты. На помощь пехоте в самые горячие моменты приходит авиация.

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

Впрочем, и сам Игорь Потапов форму недавно снял. В 2011 году в звании подполковника он уволился из армии и покинул родное училище.

- Никого из людей винить в этом не хочу, - признается он. - Просто время такое было…

«Время такое» - это разгар сердюковских реформ, которые затронули и ВДВ, и училище.

- Очень досадно было, что с офицерами, имевшими боевой опыт и желавшими передать свои знания молодым, распрощались одним росчерком пера, - вспоминает Потапов. - Я, уходя из армии, в сердцах сказал: «Больше вы меня в форме не увидите». Сгоряча, конечно…

Сейчас Игорь Потапов возглавляет фирму по вывозу мусора. Говорит, поначалу было тяжело. Всему учат десантников, кроме того, как на гражданке жить.

- Плюсов у гражданской жизни перед военной, как мне кажется, нет, - говорит он.

- Значит, если позовут обратно, вернетесь?

Потапов задумывается.

- Сложный вопрос. Многие возвращаются…

Но если Потапов и не вернется, то не протезы будут тому виной. Немецкие инженеры сделали настоящее чудо. Потапов может и ходить, и плавать, и даже танцевать. Только вот одна мечта, видимо, останется неосуществленной.

- Хотелось бы, конечно, с парашютом прыгнуть, - вздыхает он. - Но протезы точно не выдержат. А стоят они о-го-го. Даже небольшой ремонт в копеечку влетает, ведь запчасти за евро. А полная замена… Так что придется потерпеть.

Терпеть, как мы знаем, Игорь Потапов умеет. Обидно только, что тогдашнему военному руководству удалось то, что не смогли сделать боевики: вывести из строя десантника Потапова.

Но может, все же временно?

КСТАТИ

Игорь Потапов остается единственным десантником, который вернулся в строй после потери обеих ног. А вот в других родах войск такие примеры есть.

Кроме легендарного Алексея Маресьева есть еще несколько летчиков, воевавших без ног. Особняком стоит одессит Леонид Белоусов. В 1938 году он пострадал при аварийной посадке самолета. Обгорело лицо, летчик перенес 35 (!) пластических операций без наркоза. Последствия аварии проявились уже во время Великой Отечественной. Ноги начали болеть. Оказалось, гангрена. Обе ноги ампутировали, но Белоусов вернулся в строй.

Источник: tvzvezda.ru