Премия Рунета-2020
Псков
+24°
Boom metrics
Звезды24 ноября 2016 8:28

Гений в пейзаже

Художник Игорь Шаймарданов завершил работу над циклом картин «Софья Ковалевская»
Знаменитая площадь Стурторьет в Стокгольме. Во времена Софьи Ковалевской ведьм здесь, конечно, уже не сжигали.

Знаменитая площадь Стурторьет в Стокгольме. Во времена Софьи Ковалевской ведьм здесь, конечно, уже не сжигали.

Вначале была зима. Нет, на самом деле, на дворе стоял сентябрь, но на картоне шел мокрый снег хлопьями, сгорбленный мужичок тащил сани с хворостом и сквозь ветви черных деревьев просвечивал дом в Полибино - большой, надежно-приземистый, теплый…

Двадцать пять картин, рассказывает сейчас Игорь Дмитриевич, словно «выплеснулись» за каких-то два месяца. Зимние забавы сменились летним чтением в траве, осенними прогулками под дождем. Потом героиня отправилась на прогулку в пушкинские Михайловское и Тригорское.

Игорь Шаймарданов не мог не привести свою новую героиню в столь любимое им Михайловское, к дому поэта.

Игорь Шаймарданов не мог не привести свою новую героиню в столь любимое им Михайловское, к дому поэта.

На картинах друг за другом появлялись псковский Кром и набережная Великой, стрелка Васильевского острова в Петербурге, потом Париж, Стокгольм.

Главная героиня нового цикла везде дана намеком, силуэтом, абрисом платья из XIX столетия - эдакий человек в пейзаже. Издалека смотрит на нее сам художник, а от зрителя она и вовсе отделена «сеточкой» из процарапанных по масляной фактуре цифр, математических формул, символов.

Технический прием, напрямую идущий от уже знаменитых шаймардановских «Михайловских царапок», срабатывает здесь совершенно иначе, нежели в пушкинских циклах художника, и…

- …Приближаться к персонажу иногда очень опасно, - неожиданно поясняет Игорь Дмитриевич. И на «коварный» такой вопрос, успел ли полюбить собственную героиню, пока писал ее в дождях, туманах, в солнечном свете, отвечает: - Полюбить? Нет. Но я ее оценил, проникся, очень удивился - вот как так, в глухой деревне девочка жила и вдруг увлеклась высшей математикой?

Из цикла «Софья Ковалевская». Троицкий собор в Пскове.

Из цикла «Софья Ковалевская». Троицкий собор в Пскове.

Если Пушкин - почти народный герой, близкий, почти родной, при том, что безусловный, недосягаемый гений, то в случае с Софьей Ковалевской - все совсем не так, чувствует Игорь Шаймарданов. Героиней популярной - в прямом смысле этого слова, от «народ» - Софье Васильевне никогда не стать: слишком далека она от нас, целиком принадлежит миру науки. Поэтому и новая серия - своего рода стаффажи, а еще точнее, опять процитируем художника: «…фантазии на тему той эпохи, того настроения».

Фантазии тем более достоверные, что все пейзажи, все виды Игорь Шаймарданов по своему обыкновению стремился передать максимально точно, выверяя свою живопись по старым, времен Софьи Ковалевской, изображениям и описаниям. И даже процарапанные на картинах символы тут прямо «работают на сюжет», напоминая о тех самых пресловутых листах с записями лекций профессора Остроградского о дифференциальном и интегральном исчислении, которыми - случайно, из-за того, что обоев не хватило - были оклеены стены в детской будущей женщины-математика…

Картин с видом дома в Полибино в новом цикле, разумеется, оказалось больше всего: в разные сезоны и в разное время суток усадьба Корвин-Круковских изображена двенадцать раз!

Картин с видом дома в Полибино в новом цикле, разумеется, оказалось больше всего: в разные сезоны и в разное время суток усадьба Корвин-Круковских изображена двенадцать раз!

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Художник, автор живописного цикла «Софья Ковалевская» Игорь Шаймарданов:

- Мне хотелось через пейзаж передать одиночество Софьи Ковалевской - гении всегда одиноки! - а еще ее необычность, особость. Захотелось представить, где она могла быть, что чувствовала, о чем думала в этих местах...

Игорь Шаймарданов

Игорь Шаймарданов

СПРАВКА «КП»

Жизнь и творчество петербургского художника Игоря Шаймарданова тесно связаны с Псковской землей. По окончании Санкт-Петербургской академии театрального искусства он работал в Псковском драмтеатре; в разные годы был главным художником Всероссийского Пушкинского праздника поэзии в Михайловском.

Давно и плодотворно разрабатывает «пушкинскую тему» в графике и живописи, в том числе - с использованием собственного оригинального метода «процарапывания» иглой по маслу.

Многие работы Игоря Шаймарданова хранятся в собрании Государственного музея-заповедника «Михайловское».

Идея создать цикл картин о Софье Ковалевской, по словам художника, также родилась из его разговора с директором Пушкинского Заповедника Георгием Василевичем.

Репродукции картин предоставлены «КП-Псков» их автором.