Премия Рунета-2020
Крым
+22°
Boom metrics
Общество14 декабря 2016 9:14

Пять уникальных экспонатов с затонувшего 130 лет назад парохода «Веста»

«Комсомолка» узнала, какие раритеты удалось поднять со дна Черного моря подводным археологам
Штурвал, где крепился компас, ученые решили не поднимать: чтоб судно не теряло свой путь. Фото: предоставлено Черноморским центром подводных иследований

Штурвал, где крепился компас, ученые решили не поднимать: чтоб судно не теряло свой путь. Фото: предоставлено Черноморским центром подводных иследований

Ученые «Черноморского центра подводных исследований» закончили реставрацию раритетных экспонатов, которые удалось поднять с затонувшего парохода «Веста».

«Веста», напомним, прославилась в июле 1877 года во время неравного боя с турецким броненосным корветом. После многочасового боя пароход заставил неприятеля отступить.

Известный маринист Айвазовский запечатлел это событие на холсте, назвав картину «Бой парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фехти-Буленд».

Картина Айвазовского.

Картина Айвазовского.

Через 10 лет после этого события «Веста» потерпела кораблекрушение и затонула.

Крымские подводные археологи из «Черноморского центра подводных исследований» этой весной обнаружили судно на глубине 52 метров в 16 километрах от мыса Тарханкут в Крыму.

На дне моря ученым удалось исследовать корпус парохода.

Чтобы реликвиями смогли полюбоваться посетители музея Черноморского центра, исследователи в течение трех месяцев приводили находки в «товарный» вид.

- Это сложный химический процесс, во время которого предмет высаливается, затем с него удаляются налеты, далее идет консервация. И вот теперь раритеты «Весты» готовы занять место в экспозиции музея, - поделился с «КП» кандидат исторических наук, заместитель директора Черноморского центра подводных исследований Виктор Вахонеев.

«Комсомолка» решила устроить виртуальную выставку и рассказать, какие самые уникальные предметы удалось поднять с «Весты».

СВЕЧНОЙ ФОНАРЬ

Свечной фонарь. Фото: предоставлено Черноморским центром подводных иследований

Свечной фонарь. Фото: предоставлено Черноморским центром подводных иследований

Это сейчас ночью мы можем воспользоваться электрическим фонариком, а в позапрошлом веке использовали свечной фонарь. На пароходе он был необходим, чтобы подсветить ночью компас. В найденном экспонате - пружинный механизм. В фонарь из латуни вставляли свечку. Аппарат сделан так, чтобы она не гасла от дуновения ветра.

ИМЕННАЯ КРЫШКА КОКА ВАСИ

Именная крышка. Фото: предоставлено Черноморским центром подводных иследований

Именная крышка. Фото: предоставлено Черноморским центром подводных иследований

Ученым удалось исследовать камбуз на затонувшем пароходе, где был обнаружен просто кладезь интересных вещей. Например, ступка, с помощью которой кок толок специи и восточные пряности.

Ступка. Фото: предоставлено Черноморским центром подводных иследований

Ступка. Фото: предоставлено Черноморским центром подводных иследований

А кока, кстати, звали Василий. Об этом свидетельствует подпись на именной крышке кастрюли. На крышке есть также аббревиатура РОПТ, что означает Русское Общество Пароходства и Торговли. Именно эта надпись и позволила ученым установить, что данное затонувшее судно - «Веста», так как это был единственный пароход РОПТа, затонувший в этих окрестностях.

СТАКАНЫ РОПТа

Фото: предоставлено Черноморским центром подводных иследований

Фото: предоставлено Черноморским центром подводных иследований

Не разбились, к счастью, и стаканы, на каждом из которых четко видны два якорька - символ Русского Общества Пароходства и Торговли. Можно предположить, что из этих стаканов экипаж судна пил чай. Кстати, Пикуль в своих романах описывал довольно необычный рецепт русского чая на военных кораблях. Речь идет о флотской мурцовке: в крепко заваренный черный чай крошится подсоленный репчатый лук, сухари и все это густо заливается подсолнечным маслом. Такой напиток утоляет голод и дает энергию, при этом желудок моряков не переполнен.

ФРАНЦУЗСКИЙ ФАЯНС

На кораблях РОПТа вся посуда имела свою маркировку. Тарелки, которые обнаружили на камбузе «Весты», - не исключение. На одной четко видна надпись «Марсель».

Французский фарфор. Фото: предоставлено Черноморским центром подводных иследований

Французский фарфор. Фото: предоставлено Черноморским центром подводных иследований

Ученые говорят, что эти тарелки из французского фаянса. Есть еще фарфоровая тарелка Кузнецовского завода - одного из крупнейших фарфорово-фаянсовых производств Российской империи конца XIX - начала XX века.

Фарфоровая тарелка (Кузнецовский завод) Фото: предоставлено Черноморским центром подводных иследований

Фарфоровая тарелка (Кузнецовский завод) Фото: предоставлено Черноморским центром подводных иследований

Завод был основан в 1889 году российским промышленником и предпринимателем из рода Кузнецовых Матвеем Сидоровичем Кузнецовым и просуществовал вплоть до 1917 года, когда большинство предприятий было национализировано.

Конечно, простые моряки из такой посуды не ели, она была на столе у капитана судна. В основном в рацион входила солонина, экипаж же потчевали макаронами.

ФОНАРЬ made in London

Лондонский фонарь. Фото: предоставлено Черноморским центром подводных иследований

Лондонский фонарь. Фото: предоставлено Черноморским центром подводных иследований

Сейчас заново отреставрированный, фонарь был изготовлен в Лондоне известной фирмой, которая специализировалась на выпуске керосиновых фонарей для английских кораблей. На «Весте» тоже были такие экземпляры. Ценители старины наверняка не отказались бы иметь такой раритет у себя в коллекции, ведь фонарь и правда завораживает. Перед глазами возникает картина: в тумане, в ночном море корабль идет строго по курсу, осторожно, как крадущаяся кошка, освещая путь слабым свечением таких вот фонарей.