Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Происшествия14 марта 2017 12:10

Пытался ли разбившийся в Сочи Ту-154 сесть на воду

В прессу вброшена версия, что пилоты до последнегомгновения вели самолет в «контроллируемом полете»
Декабрь 2016 года, спасатели поднимают обломки Ту-154 из моря.

Декабрь 2016 года, спасатели поднимают обломки Ту-154 из моря.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Расследование причин катастрофы борта Минобороны под Адлером в декабре 2016-го, где погибли артисты ансамбля Александрова, правозащитница Елизавета Глинка (Доктор Лиза), журналисты и военные, еще идет. Еще не объявлены официальные выводы госкомиссии. А трагедия с «помощью» таинственных экспертов и безымянных источников обрастает в прессе новыми версиями, как пенек опятами в осеннем лесу.

Впечатление, что идет соревнование в сочинении сказок-страшилок, которые еще больше запутывает сюжет трагедии.

Во вторник в прессе появилась и такая версия: «Из выводов экспертов следует, что самолет вообще не падал, а сел на воду в контролируемом полете под управлением командира экипажа Романа Волкова. И разрушился об удара об воду...»

Насколько реальна такая версия - мы спросили человека, много летавшем на Ту-154, - заслуженного летчика-испытателя СССР Виктора ЗАБОЛОТСКОГО.

- Виктор Васильевич, на каком основании эксперты могли прийти к выводу, что самолет не падал, а пытался сесть на воду?

- Все это ерунда. Они пытаются сложить пазл, а картинки самой в целом не видят. Если самолет будет падать на воду в более-менее нормальном, горизонтальном положении, то от него уже отлетят здоровущие куски. Самолет не рассчитан на такую перегрузку.

И если даже допустить, что Ту-154 не падал, а садился управляемо, то члены экипажа явно с чем-то боролись. Была нештатная ситуация. За такой короткий промежуток времени, судя по траекторным показателям движения, самолет развернулся больше чем на 180 градусов. Вот здесь уже признаки неуправляемого движения. Они пытались управлять, но ушли в глубокое сваливание. И в результате с таким разворотом и врезались в воду. С креном по крайней мере 90 градусов.

- Отсюда и такие разломы лайнера?

- Да. Почему и шасси близко оказались к берегу. Потому что фактически его крутануло. Картинка сама, на мой взгляд (у меня данных, как и у всех, не так много), вырисовывается более или менее ясная. Представьте.

Вот самолет начинает разбегаться, скорость начинает расти, доходит до 150 километров в час. Надо поднимать носовое колесо. Пилот начинает его поднимать, а нужной скорости нет. Он подрабатывает стабилизатором, немножко облегчает себе положение. Но скорость-то все равно меньше чем надо. Естественно, самолет отрывается от земли, но на больших углах. И экипаж переходит на режим полета, когда движение рулями не соответствует тому, к чему пилоты привыкли. Если летчик будет брать штурвал на себя, он увеличит только лобовое сопротивление, а подъемная сила не увеличится - и он не изменит траекторию вверх.

Вот это и видел свидетель (пограничник, наблюдавший падение лайнера. - Ред.): у борта очень большой угол тангажа, то есть нос задран вверх. Естественно, впереди ничего не видно, горизонта никакого нет. Погранзона, какие там корабли? Вообще ничего нет. Даже если бы он посмотрел на авиагоризонт, у него было голубое поле, потому что нос сильно задран.

Так что контролируемый полет там никак не получится.

СКАЗАНО

«Пока говорить особо не о чем. То, что сегодня опубликовали, там, думаю, больше догадок. Следствие пока ни к чему не пришло. Когда будут какие-то значимые выводы и решения, тогда поговорим.»

Сергей ФРИДИНСКИЙ, руководитель Главной военной прокуратуры - о появившейся в прессе новой версии крушения Ту-154.