Премия Рунета-2020
Псков
+14°
Boom metrics
Общество16 февраля 2024 12:00

«А он умеет летать»: подполковник ВВС РФ Владимир Щетинин рассказал о службе в Афганистане на самом тяжелом вертолете в мире

Житель Великолукского района Владимир Щетинин время службы в Афганистане помнит так же ясно, как будто с тех пор не минуло уже 35 лет…
Источник:kp.ru
Фото газеты «Наш путь».

Фото газеты «Наш путь».

Владимир Михайлович Щетинин – человек невероятно яркий, харизматичный, заражающий оптимизмом. При этом особое место на страницах его биографии занимает служба в составе ограниченного контингента советских войск. Хотя, справедливости ради, большую часть времени Владимир Михайлович провел не в Афганистане, а в небе над ним, выполняя полеты в качестве штурмана экипажа на тяжелом вертолете Ми-6…

Фото из личного архива Владимира Щетинина.

Фото из личного архива Владимира Щетинина.

Родился Владимир Щетинин в 1957 году в деревне Черпесса Великолукского района. Учился в Черпесской школе, правда, старшие классы заканчивал уже в Марьинской. После школы поступил в Ленинградскую лесотехническую академию. Она и стала его проводником в мир авиации.

— У нас в академии была военная кафедра – готовили мотострелков и штурманов военно-воздушных сил. Так мне посчастливилось выучиться на штурмана. За время обучения я дважды проходил практику – один раз на самолетах Ан-24 в городе Петровск Саратовской области, второй – на транспортном самолете Ан-12 в городе Кедайняй в Литве. — рассказал в беседе с корреспондентом газеты «Наш путь» Владимир Михайлович.

Фото из личного архива Владимира Щетинина.

Фото из личного архива Владимира Щетинина.

В 1979 году Владимир закончил академию и по распределению попал в город Серпухов, в опытно-производственное объединение «Русский лес». В Серпухове встретил свою любовь – девушку по имени Елена, вскоре влюбленные поженились. Кстати, семейная жизнь подарила им двух прекрасных дочерей, а дочери подарили супругам двоих прекрасных внуков. Уже будучи семейным человеком, в 1986 году Владимир Михайлович закончил экстерном Высшее военное авиационное училище штурманов в городе Ворошиловград (ныне – Луканск). Но не будем забегать вперед…

— Примерно через два года после окончания академии меня призвали в Вооруженные силы Советского Союза. К слову, летный состав тогда служил три года. Я попал в город Кобрин – сегодня это Брестская область Республики Беларусь. Сам город находится в 50 км от границы с Польшей. За время службы я повысил классификацию до штурмана первого класса… И вскоре меня призвали в Афганистан.

Отправной точкой службы в Афганистане стал город Кундуз в северной части страны.

Фото из личного архива Владимира Щетинина.

Фото из личного архива Владимира Щетинина.

Туда я попал в одиночестве. Обыкновенно так не делалось, поскольку в Афганистан пилотов отправляли слетанными группами. Важно, чтобы пилоты хорошо знали друг друга, умели работать в команде, точнее не просто в команде, а как единый организм. Невозможно же просто так взять и полететь группой. Нужна долгая и тщательная подготовка – в простых и сложных условиях, днем и ночью, одиночно и парой, звеном… Но, так уж вышло, что один экипаж сбили и я пришел на замену. Поэтому новый экипаж был набран с разных мест.

Фото из личного архива Владимира Щетинина.

Фото из личного архива Владимира Щетинина.

В итоге в Афганистане Владимир Михайлович провел 10 месяцев. Вместе с экипажем выполняли в основном транспортные задачи – доставляли и забирали личный состав, боеприпасы, оружие, топливо и многое другое – словом, все, что требовалось для ведения или завершения наземных операций. За эти 10 месяцев Владимир Михайлович совершил 283 боевых вылета.

Тут хочется сделать небольшое отступление и пояснить, что Владимир Михайлович – удивительно талантливый рассказчик. Вслушиваясь в его истории о полетах над выцветшими под жарким солнцем суровыми землями Афганистана, кажется, что сам чувствуешь кожей горячий ветер и ощущаешь запах песка…

Ни для кого не секрет, что климат в Афганистане очень тяжелый: днем даже в тени температура может подниматься выше +50 градусов, а ночами наоборот – царствует холод. Поэтому в невыносимый полуденный жар даже боевые действия противоборствующие стороны прекращали.

В то же время Афганистан – страна контрастов. Насколько суровы раскаленные пески, настолько же прекрасны кажущиеся бесконечными горы. Величественные, грациозные, неприступные и безжалостные – особенно красивы они с высоты. Это зрелище Владимир Михайлович запомнил на всю жизнь и сегодня считает полеты над горами и в горных ущельях одними из самых ярких событий в жизни. У смертельных красот тех пейзажей попросту нет конкурентов…

— Чаще всего полеты мы осуществляли утром. Днем летать было невозможно. Более того, если оставить вертолет на солнцепеке и коснуться обшивки ладонью – можно было получить серьезный термический ожог. И в целом в такую жару летать было опасно не столько из-за человеческого фактора, сколько из-за необходимости сохранить в рабочем состоянии саму технику.

В сущности практически любая смена локации войсками в Афганистане осуществлялась по воздуху – земля была либо сплошь заминирована, либо непроходима вовсе. Такова суровая природа тех мест.

— Моджахеды, конечно, тоже не дремали и старались уничтожить нашу авиацию. В какой-то момент они начали использовать американские «Стингеры», так что нам приходилось быть на шаг впереди, хитрее и умнее противника.

В основном нашим войскам действительно удавалось перехитрить врага, но, к сожалению, случались и потери – боевых товарищей Владимиру Михайловичу терять все-таки приходилось…

— Наши вертолеты Ми-6 все-таки довольно крупная мишень. На то время это был самый большой вертолет в мире и один из самых старых. Он был создан в 1956 году специально для перевозки тактических ракет с ядерной боеголовкой. Длина вертолета – 42,5 метра, диаметр несущего винта – 35 метров, грузовая кабина – 12,3 метра, грузоподъемность – 12 тонн, заправка – 9 800 кг! Без посадки он способен пролететь почти 800 километров. Настоящий летающий ангар.

Кстати, именно вертолеты этой модели были первыми направлены на ликвидацию последствий взрыва на Чернобыльской АЭС. И почти все они получили такую дозу радиации, что использоваться после уже не могли.

Фото газеты «Наш путь».

Фото газеты «Наш путь».

— Наших ребят из Кобрина раньше всех подняли по тревоге, поскольку находились они ближе других к Припяти. И вот мои сослуживцы были отправлены туда – самыми первыми ликвидировать последствия ЧС. Я на тот момент был в отпуске… А мои товарищи в это время занимались тем, что спасали мир от ядерного взрыва. Они засыпали свинцовым ломом реактор сверху, чтобы не произошел прямой ядерный взрыв, потому что ядерное топливо при высоких температурах могло стечься в одну точку, а потом… Сами понимаете, — поделился захватывающей дух историей Владимир Михайлович.

И таких невероятных историй в его копилке множество! Ведь жизненный путь Владимира Михайловича со стороны кажется почти таким же ярким и невероятным, как сценарий остросюжетного приключенческого фильма… И тем удивительные понимать, что, будучи участником и свидетелем стольких событий, о многих из которых трудно говорить без содрогания, он не утратил потрясающего жизнелюбия, энергичности и харизмы. Вот что делает с человеком жизнь в небе!

К слову сказать, после того, как Владимир Щетинин закончил службу в летной должности старшего штурмана авиации армейского корпуса, а было это в начале 1990 годов, он вернулся на малую родину, в Великолукский район. Трудился в Центре управления воздушным движением, который располагал в аэропорту деревни Баландино.

— Центр был двухсекторный: один – гражданский, второй – военный. Я трудился военным диспетчером, потом, после окончания службы, в 2002 году переучился на гражданского диспетчера и работал им до 2014 года. В 2014 году уволился и теперь я – пенсионер. Занимаюсь садом, огородом, курочками и уточками, — с улыбкой рассказал Владимир Михайлович.

А ночами ему, конечно же, снится небо…