Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Колумнисты23 января 2012 11:53

Шеф, не тормози!

К чему приведет реформа "шашечек"

Как и многие москвичи, я передвигаюсь по городу в режиме бешеного кенгуру: где-то на машине, где-то на метро, иногда на автобусе или такси.

Крестовый поход властей на правые полосы, а также перманентный ремонт двух из трех полос привел к тому, что "бутылочное горлышко" я вижу из окна квартиры на 12-м этаже, а сигнал "рассоссалось, вроде бы", мне поступает от подруги, живущей в десяти километрах от меня.

Машина все чаще остается на стоянке у дома - приткнуть ее у метро шансов мало, парковочных мест у подземки нет. Найти ее в целости и сохранности по возвращению - призрачная надежда.

В лучшем случае - свернут зеркало, поцарапают капот ключами, просто "проходя мимо", украдут дворники.

До аквапарка или бассейна, очень рекомендованного ребенку остеопатом, также приходится добираться на метро и такси - просто на метро получается три пересадки, а рекорд поездки на машине из точки "Д" в точку "А" составлял три часа. Комбинируя метро и машину, можно добраться за час-полтора.

Вот только с прошлого сентября, когда власти попытались пойти войной на нелегальных таксистов, цены на официальные "шашечки" взлетели до небес. Бомбилы при этом не исчезли, а очень последовательно, каждую неделю, повышали цену на свои низкоквалифицированные услуги на 10 рублей.

В итоге поездка по маршруту "от вашей помойки до метро", стоившая в начале лета 50-60 рублей, теперь стоит 180. Это ровно три километра, можно сторговаться за 150, но все 20 минут, что битая "шестерка" или "нексия" пробирается сквозь раскопанную дорожниками трассу, будешь, в завуалированной или, в зависимости от наглости водителя, в прямой форме выслушивать, какой ты "нищеброд" и что "Москва - это город богатых, нэт дэнэг - пешком хады".

С ребенком я в "джихад такси" не сажусь - вызываю официальное такси. Там - те же лица, только машина с "шашечками". Таксист, плохо говорящий по-русски, не моргнув глазом, ставит на счетчике "400 рублей", тогда как на сайте перевозчика первые 20 минут стоят 240 рублей. Звонок диспетчеру все ставит на свои места, но опять всю дорогу "это тарыф "комфорт", у меня машина - иномарка, нэт дэнэг - пешком хады".

На фоне всего этого кошмара светлым пятном всплывают воспоминания о летнем отпуске в Белоруссии. Администраторы санатория, где мы отдыхали, по доброте душевной, назвали ближайшую станцию к санаторию. На удивление, на этом полустанке останавливался московский поезд. Там по прямой - всего четыре километра.

"Мы за сорок минут доходим" - пояснили потом сотрудницы санатория. Ну, если без маленького ребенка и двухнедельного запаса вещей в трех чемоданах, то охотно верю. Трехлетний малыш идти четыре километра по тропинке через ржаное поле категорически отказался. От варианта чебурашки, "давай я понесу самый тяжелый чемодан, а ты меня" - отказался папа малыша.

На обочине дороги перед железнодорожным переездом привычно вскинули руку - было начало рабочего дня, машины шли колоннами. Мы были уверены - через 10 минут будем уже у ворот санатория.

Машины, притормаживая у переезда, ехали дальше. Кто-то из водителей смотрел на нас вполне дружелюбно. Кто-то, видя как начинает пищать подуставший ребенок, стыдливо отводил взгляд в сторону, с удвоенной силой лупя по газам, едва начинал подниматься шлагбаум.

- Странно, все же в ту сторону едут, по пути, 200 рублей за пять минут - адекватная оплата. - удивлялся муж, продолжая "голосовать". Еще через четверть часа он был готов заплатить 500 рублей. Он даже достал купюру из бумажника и "голосовал" ею.

Но ни одна машина не остановилась.Сторожка у переезда была на замке. Позвонить было неоткуда. Попробовали сценарий из "Вокзала для двоих": муж с ребенком прятались в кустах, я голосовала.

Дело пошло: "ауди" затормозила через две минуты. Увидев вылезающих из засады дочадцев, машина рванула во всю прыть. История повторилась трижды.

- Пятьсот российских рублей, - кричала я уезжающему водителю, - Тысяча!

Через сорок минут нам казалось, что топтаться у этого переезда мы будем вечность. Дозвониться до санотория и вызвать такси через них не получалось - чудил роуминг.

Машины пролетали со свистом мимо. Меня одну и бесплатно отвезти соглашались многие, но на такой вариант был не согласен муж - перспектива искать меня потом где-нибудь по белорусским топям и болотам ему не улыбалась.

И тут явилось нам чудо в виде запыленного "жигуленка" - полчаса назад он проезжал мимо по нашей стороне, сейчас ехал обратно.

- Ребята, вам такси? - поинтересовался дяденька в кепочке "речфлот".

Мы судорожно закивали и бросились к машине.

- Стоять! - скомандовал дядечка. - Сейчас куму позвоню.

Через 10 минут у переезда затормозил новенький микроавтобус. С шашечками и счетчиком.

Таксист, помахав перед нашими носами ламинированной бумажкой, представился и назвал сумму, равную в пересчете на наши, 80 рублям. Мы радостно кивнули.

Таксист пояснил, что если бы от вокзала без вызова через диспетчера, то было 50 рублей, а так, "извините, хлопцы, дороже будет".

По дороге водитель объяснил, почему нас упорно игнорировали: "бомбить" без лицензии в этой стране - себе дороже будет. Частный извоз под строгим запретом.

Попадешься первый раз - оштрафуют на сумму, эквивалентную 200 долларам. Второй раз - изымают машину и продают ее на торгах. Хочешь - выкупай по выставленной цене, не хочешь - скажи машине "прощай". Попадешься в третий раз - лишают прав.

- Сперва народ не верил, что все так строго, таксовал по старинке, - рассказывает таксист, - Но гайки сильно закрутили. "Подсадных уток" у каждого столба наставили, я сам однажды попался. Подобрал старушку с забинтованным глазом "после операции". Божий одуванчик этот - тещей налоговика оказалась. Налоговику - премия, мне - штраф.

Сейчас частный извоз в стране, как массовое явление, побежден. Ездят с "шашечками". Приезжают - за 5-10 минут. Главное - телефончик знать.

Впрочем, вызвать можно откуда угодно: кассир на железнодорожной станции, владелец ночной палатки, тетенька из киоска "союзпечать", администраторы с ресепшена санатория - звонят по нужным номерам охотно.

За какой-то копеечный процент или просто "кум, работа есть" - не знаю. Цены по российским меркам на такси - очень адекватные. Машины - чистые. Водители - приятные. Обычные водители, не таксисты, могут подвезти и за просто так - но это, касается, в основном девушек и молодых симпатичных женщин.

Впрочем, мы пару раз потом доезжали и на "классическом бомбиле" - нас за полцены от официального ценника довозил сотрудник санатория. Ну, примелькались мы ему.

- Не боитесь, что "позвоним, куда следует"? - шутя, спросили у парня.

- Не боюсь, - ответил водитель. - Я вашу карту гостя видел, вы же из России. Минские, может, и настучали бы, а москвичи такими гадостями не занимаются. Во-первых, телефон секретный не знаете, а, во-вторых, ребята вы хорошие, по глазам вижу....