Премия Рунета-2020
Псков
+2°
Boom metrics
Общество1 сентября 2015 12:05

Француженка в Пскове

О том, почему Псков лучше Ниццы, рассуждает колумнист "Комсомольской правды"

Фото: Андрей СТЕПАНОВ

Конец 90-х годов. Лето, вечер. Мы с моим сыном Севой на площади возле псковского автовокзала. Смотрим – из питерского автобуса вышла женщина, лет шестидесяти, явно не нашего вида – короткая стрижка, курточка, брюки, за спиной рюкзачок. С бумажкой в руке, пытается что-то спросить у прохожих. Угрюмые псковичи отмахиваются, бегут дальше. Надо помочь человеку. Подходим: «Сударыня, вам помочь?» - «О да! Пожалюста, вокзаль, Санкт-Петербург!» Пошли на железнодорожный вокзал. Идет, глядит настороженно, вокруг – мрачноватый Псков 90-х. Зашли в кассовый зал, смотрит расписание поездов. На лице – растерянность, недоумение. Что такое? – а, понятно, в расписании никакого Санкт-Петербурга нет, до сих пор значится Ленинград. Помогли купить билет на завтра, на ночной поезд. «Пожалюста, отель «Октябрьская!» Нам по пути, проводим. Познакомились. Француженка, живет в Ницце, зовут Ариэль. Приехала с туристической группой в Питер, решила самостоятельно посетить древний русский город Псков. Учительница английского, на пенсии. А я по-английски ни бум-бум, по-французски тем более, учил в школе немецкий. И Ариэль по-немецки немного умеет, на этом языке и общались кое-как. Устроилась в гостиницу, все в порядке. «Ариэль, хотите, я покажу вам город?» - «О, да!» Договорились на завтра.

Утром встретились. Сначала показал, как положено, Кремль, Троицкий собор. Ариэль все интересно, а когда человеку интересно – то и экскурсоводу приятно. Потом пошли по улице Советской. Храмы XV века – Архангельский, Николы со Усохи, Василия на Горке. Жилые палаты XVII века – дом Меншиковых и дом Подзноева. Палаты тогда были в запустении, не использовались, но я-то знал, где можно пролезть между прутьями решетки, а где доску отогнуть, чтобы попасть внутрь. Стены двухметровой толщины, своды, распалубки, внутристенные лестницы. Ариэль в восторге. Добрались до Покровской башни. Попытался рассказать про оборону города от Стефана Батория. Школьный запас немецких слов пришлось дополнять картинками, нарисованными в блокноте.

Однако, дела не ждут, пора прощаться. На карте нарисовал дальнейший маршрут, отметил интересные места. Ариэль написала на бумажке свой адрес, сказала: «Приезжайте в гости! Ницца, конечно, не такой интересный и красивый город, как Псков, но посмотреть есть чего».

Прихожу домой. Сева говорит: «Мама звонила, тебя спрашивала» (мама была в командировке) - «Ну и что ты сказал?» - «Что ты ушел гулять по городу с француженкой». Сева, дитя, святая простота! Ну и что должна подумать мама? – что «этот козел умудрился в Пскове закадрить француженку?». Оправдывайся теперь.

А в Ницце я так и не побывал. Зачем? Сказали же – Псков лучше.