Премия Рунета-2020
Псков
+4°
Boom metrics
Дом. Семья26 апреля 2017 7:35

Птичьи истории по-псковски. Часть вторая.

На этот раз псковичка Татьяна Грызлова поведала о птенце мухоловки-пеструшки и его мечтах о сладкой жизни [фото]
Татьяна ГРЫЗЛОВА
Фото: Татьяна Грызлова.

Фото: Татьяна Грызлова.

Часть 1

ПАДЕНИЕ ИЗ ГНЕЗДА

Свекровь моя, Полина Андреевна, женщина сердобольная, всех-то ей жалко. Сначала в лесу подобрала котенка, маленького, худенького, голодного. Помыли, полечили откормили. Теперь из заморыша вырос «гроза» всего околотка - наш Кэтька.

Когда соседская кошка разорила синичник, в котором жили мухоловки, мы смогли вернуть мамаше-мухоловке всех птенцов, она их приняла. А одного не увидели, и мама принесла его в дом. Объяснять 90-летнему человеку, что птенцов и слётков нельзя брать на руки, что насекомоядных птиц очень тяжело выхаживать, - бесполезно. «Птичку жалко», - твердила мама.

Так у нас появился птенец мухоловки-пеструшки. Выхаживали мы его с мужем 26 дней, за это время мы оба вспомнили свою родительскую молодость, так как первые несколько дней кормить его нужно было через каждые 30-40 минут. Купили клетку. Изучили в интернете все «прикормки-подкормки» для этих птиц. У мужа были опарыши (для тех, кто не знает, это личинки мух), поэтому свежим кормом Гаврош был обеспечен. Кормили осторожно, приспособили пинцет для марок. Поили водой из пипетки. Гаврош рос, клетку выносили на улицу, мама за ним наблюдала.

Фото: Татьяна Грызлова.

Фото: Татьяна Грызлова.

Дней через семь наш Гаврош начал подпрыгивать и клевать на ковре, на полу, везде куда допрыгивал, «букашек», хотя там ничего не было. Стали подкладывать ему муравьиные яйца, процесс пошел. Часа через два он уже клевал комаров, а потом и мух. Отказался от «мешанки» с яйцом, перешел на насекомых. Про рыбалку мужу пришлось на время забыть. Ночи были бессонные, спали по очереди, так как Гаврош «орал» каждые два часа, если не давали мух или комаров. Соседская девочка ловила ему комаров, мух. Все за него переживали.

ПРОКАЗЫ ГАВРОША

Как все детки, птенец полюбил сидеть у меня на руках, а в клетке начинал пищать. За три недели он хорошо подрос и в какой-то момент уже начал со стола порхать к окну, с окна на стул, со стула к кому-нибудь из нас на голову, на плечи. А на следующий день он уже начал летать на небольшие расстояния - из комнаты на кухню, потом обратно, ему явно нравилось у нас жить. Я стала замечать, что он затихает, когда мама с ним разговаривает. Но как только она замолчит, он настойчиво начинает пищать: пи-пи-пи-пи-пи, причем очень требовательно.

Фото: Татьяна Грызлова.

Фото: Татьяна Грызлова.

Стал хулиганить, прыгнет к Володе на голову и давай ему «рвать» волосы. Мы сразу вспомнили Филатова, про Федота-стрельца:

"...Ну-кась, нянька, подь сюды, принимайся за труды, рви из темени волосья, те, которые седы. А какие не седы, те расчесывай в ряды, да полегче гребешком-то, у мене ж там не сады».

Как-то рано утром мы с мамой варили варенье из малины, таз стоял на плите, варенье почти остыло. Наш Гаврош уже летал по дому как самолет, но в этот раз «вираж» был неудачным и он «приземлился» прямо в таз с вареньем! Сладкой жизни ему захотелось! Мама дорогая, с какой же скоростью я его доставала, промывала проточной водой, а потом осторожно сушила феном. Гаврош опять был спасен. Сейчас смешно, а тогда было не до смеха.

Фото: Татьяна Грызлова.

Фото: Татьяна Грызлова.

РОДИТЕЛИ ЖДУТ

Несколько дней наш мухолов был «лохматым», а потом мы увидели, что у него совсем поменялись перышки, пуха почти не видно, а перья стали намного крепче. Он уж рвался на улицу, но мы боялись, что кот его поймает. Кэтьке такой жилец давно «приглянулся».

Все детки, пока маленькие, очень любопытные. И птичьи дети такие же. Наш Гаврош стал всё пробовать на вкус, то сережку в ухе, то цепочку на шее, то заколку в волосах. Всё, что блестит, надо попробовать, поклевать, а всё что двигается - надо догнать и поймать. Любимым местом для него стала люстра с розами: и блестит, и высоко, и всё видно!

Фото: Татьяна Грызлова.

Фото: Татьяна Грызлова.

Он стал хорошо летать, и мы уже иногда не могли его поймать, что бы на ночь посадить в клетку. В Интернете прочитали всё, что касается выращивания насекомоядных птиц, там сказано, что лучше на волю их не выпускать, они привыкли к людям и могут на свободе погибнуть. Мы смирились с тем, что придется ему жить у нас дома, спать в клетке, а днём летать по комнатам. Но как зимой быть с кормом? Нашли магазин, где продают сухих кузнечиков. А что делать?

Фото: Татьяна Грызлова.

Фото: Татьяна Грызлова.

Гаврош прислушивался к пению птиц за окном, а когда клетку выносили на улицу, он начинал подражать мухоловкам и откликаться на их зов. Стал вести себя беспокойно. Однажды мама не закрыла клетку и он полетел на малину, с малины на сливу. Еле поймали, посадили снова в клетку и унесли в дом. На следующий день наш Гаврош вылетел на веранду, день был жарким и мы не закрыли дверь. Дня два мы аккуратно на ночь закрывали мухолова в клетку. И всё-таки Гавроша мы прокараулили. Через окно он вылетел в сад, сел на забор, немного посидел, потом взлетел и пропал. Мы с мамой не находили себе места, как он там, не попался ли в лапы котам.

Фото: Татьяна Грызлова.

Фото: Татьяна Грызлова.

Мы всё время вспоминали Гавроша. И как же нам было приятно, когда подросший мухолов через месяц прилетел к нам в сад, прыгал по ветвям, заглядывал в синичник и пел. Может быть, это и не наш был, но мы-то свято верили что это Гаврош. А в мае следующего года у нас уже жили две пары мухоловок. И в этом году будем их ждать. Вот такая история.