Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Общество1 августа 2017 22:00

Летние занятия для детей: полезно ли загружать ребенка на каникулах

Разбираемся, какие летние занятия для детей стоит рекомендовать родителям
Это еще хорошо, что летом кружок по санскриту не работает!

Это еще хорошо, что летом кружок по санскриту не работает!

Фото: Евгения ГУСЕВА

Для современных детей лето - это не пора отдыха, а время, когда школа не отвлекает от учебы. Родители подыскивают языковые лагеря, записывают детей на курсы, «чтобы подтянуть математику», отдают в развивающие кружки и нанимают репетиторов. И не только для выпускников и учеников средней школы. Частных педагогов сейчас нанимают уже и детсадовцам!

Частники всерьез готовы учить английскому языку, чтению, письму и счету уже двухлеток. Стоят такие занятия от 5000 рублей и длятся от 45 минут до двух часов. Притом что даже в первом классе уроки по 35 минут - не больше...

Игры - важнее всего

- Заорганизованность дошкольников - опасная тенденция, - уверена Алла Холмогорова, декан факультета консультативной и клинической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета. - Главная развивающая деятельность в этом возрасте - это игра. Когда детишек сажают за парты и считают, что это и есть тренинг, - это ошибка. Она ведет к тому, что ребенок не набирает того потенциала, который ему необходим для подготовки к школе, в плане понимания ролей, правил. Ребенок не получает радости от занятий, лишь зажимается тисками взрослой жизни, к которой он не готов.

Для будущего первоклассника важно не то, научится ли он писать еще до школы, а совсем другие вещи, которые как раз и усваиваются в играх. Например, настольные игры учат, что надо соблюдать правила, что можно проиграть и надо пережить свой неуспех. Ролевые игры - отношениям, тому, что нужно слушаться ведущего. Но и тут есть нюанс: для таких игр нужен детский коллектив. Если ребенок не ходит в садик, где он получает такую возможность, надо выстраивать другое сообщество - дети знакомых, кружки. Сейчас я часто слышу, что ребенок все лето сидит дома за компьютером, друзья где-то далеко, а дворовая культура, когда можно было отпустить своего отпрыска на улицу, где были игры и общение, исчезла.

После трех поздно?

Один из самых популярных и вредных мифов - что вложить все самое ценное в детскую голову можно только в первые три года жизни. Видимо, детсад, школа и вуз нужны потом так, для галочки.

- Структуры мозга развиваются постепенно, - отмечает Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО. - Речь созревает не раньше четырех лет, учиться писать бессмысленно раньше пяти с половиной. Фокусироваться на одной неинтересной детали человек учится к 6 - 8 годам.

Эксперты признают: в дошкольном возрасте дети могут отставать по уровню развития от сверстников на пару лет. Ничего страшного в этом нет, и, если родители занимаются с ребенком, позже все выравнивается. Занимаются - значит читают, играют и общаются, а не заставляют учить стишки до посинения. Иначе получается, что ребенку сразу дают непосильное задание, ругают за то, что он его не делает, а потом удивляются: почему он не любит учиться?

- Часто говорят, что в эпоху интернета дети совсем другие, - продолжает Марьяна Михайловна. - Но мы более 60 лет измеряем активность детского мозга одними и теми же методиками, и существенных различий между детьми 50-х годов и современными нет. Ребенок с планшетом, как и раньше, может (или не может) составить, например, рассказ по трем картинкам. Да и мобильные телефоны вошли в массовый обиход лет 20 назад (а детям их стали доверять гораздо позже), планшеты - лишь с 2010 года. Мозг так быстро не эволюционирует.

Тотальный контроль вреден

Жесткий родительский контроль и подсчет каждой свободной минуты вредит не только малышам. Когда школьник в течение 11 лет едва находит время поесть, чтобы успеть с курсов английского на плавание, - это ненормально.

- Нужно отталкиваться от интересов ребенка, - предупреждает Алла Холмогорова. - Пусть он попробует одно, другое, третье, пусть бросит что-то. Когда все решают за него, у ребенка не развивается активное начало, он не умеет прислушиваться к себе. Родители и их контроль невечны, и когда он исчезает, такой человек оказывается легко подвержен влиянию извне.

Как же тогда вырастить профессионального спортсмена или музыканта, если при первой же трудности он бросит занятия? Не все же держится на одном таланте! Но в том и дело: ребенок должен сам набить себе шишки, учиться делать выбор и находить мотивацию. Это и есть часть взросления.

А КАК У НИХ?

В США для таких мам и пап есть свой термин - «родители-вертолеты», которые постоянно нависают над ребенком и следят за каждым его чихом. В Россию в такую же ловушку попало поколение 80 - 90-х годов. В пору социальных потрясений их собственные родители часто не могли дать им все необходимое, вот молодые мамы и папы наверстывают упущенное со своими собственными детьми. Каждая свободная минута должна быть посвящена развитию, а лучший отдых - это смена деятельности!

Конечно, где спрос, там и предложение. Но если услуги частных развивающих центров и детских клубов хоть как-то сертифицированы, то вот частные педагоги часто остаются в «серой зоне». Львиную долю всех этих авторских развивающих методик никто никогда не проверял на эффективность.

ВАЖНО

Оставить детей в покое?

Заниматься с детьми нужно! Но не перекидывайте свои обязанности на репетиторов и частных педагогов. Развивающие курсы, дополнительные занятия по иностранным языкам и математике для дошкольников - все это в большинстве случаев рекламный ход.

Гораздо важнее, чтобы родители сами занимались с детьми - читали вместе книги и обсуждали прочитанное, играли в игры, лепили из пластилина и делали миллион других интересных вещей. Главное в таких занятиях - это разнообразие и регулярность. Ничего страшного, если сеанс вечернего чтения длится 10 минут - за несколько подходов можно осилить даже самую длинную книжку.

Во время занятий ориентируйтесь на поведение и настроение самого ребенка. Если он явно устал, капризничает, отвлекается по пустякам - стоит сделать перерыв или продолжить занятие в другой раз. Важно, чтобы занятия отличались по активности: почитал - побегал - полепил - посмотрел мультфильм.

Детям постарше на каникулы, как правило, достается дополнительная нагрузка в виде списка книг на лето. Если ребенок что-то из этого прочитает - отлично, в течение учебного года ему будет проще. Но большая часть книг из этого списка не входит в учебную программу, а дается для общего развития. Так что родители могут с чистой совестью корректировать его с учетом способностей и интересов ребенка. Чувствуете, что в 10 лет ему рановато читать про детство, отрочество и юность Льва Толстого - смело меняйте их на приключения Питера Пена и капитана Врунгеля.