2017-08-20T19:41:28+03:00

Андрей Кончаловский: Демократия в нашем архаическом сознании обретает форму абсурда

Сегодня знаменитому режиссеру исполняется 80 лет
Поделиться:
Комментарии: comments23
Андрей Кончаловский на вручении кинопремии "Ника", март 2017 года.Андрей Кончаловский на вручении кинопремии "Ника", март 2017 года.Фото: Лариса КУДРЯВЦЕВА
Изменить размер текста:

Андрей Сергеевич - продвинутый и прогрессивный человек. У него есть страницы в соцсетях, которые он ведет сам, а не через помощников. Судя по его публикациям, в виртуальном пространстве ему комфортно и легко. Он по-прежнему деятелен и в реальной жизни. Через шесть дней после юбилея приступает к съемкам российско-итальянской исторической драмы о скульпторе Микеланджело.

«ГРЕХ» ИЛИ «МОНСТР»

Съемки будут проходить во Флоренции, на улицах Рима, в декорациях Сикстинской капеллы. Первоначальное название будущей картины «Грех» недавно трансформировалось в новое - «Монстр». Согласитесь - оба звучат интригующе. Но раскрывать интригу Кончаловский не спешит, считает, что глупо объяснять название фильма. Когда зрители его увидят, тогда сами решат, что к чему. Свой день рождения режиссер встречает у себя дома в Италии. Туда мы ему и позвонили.

- В Интернете я прочитала, что в центре сюжета - период жизни великого итальянского художника, когда он работал на мраморном карьере, добывал материал для своих будущих скульптур.

- Именно так: шесть лет Микеланджело работал на карьерах как инженер, - подтвердил Андрей Сергеевич. - Это было уже после того, как он создал статую «Пьета», знаменитого «Давида». Он уже был великим. Но так власть распорядилась с гением.

«Оплакивание Христа» — первая и наиболее известная пьета, созданная Микеланджело. Фото: GLOBAL LOOK PRESS

«Оплакивание Христа» — первая и наиболее известная пьета, созданная Микеланджело.Фото: GLOBAL LOOK PRESS

- Бюджет картины очень приличный, говорят, около 780 миллионов рублей...

- Что говорить о затратах? Они большие. Ну представь: нужно восстановить ХVI век не только в декорациях, но и на улицах Флоренции, Рима. Невозможно воссоздать берег Тибра, каким он был пять веков назад, не приложив для этого усилий. Или построить Сикстинскую капеллу - мы ее будем воссоздавать в декорациях. Потому что, во-первых, оригинал находится в Ватикане, где снимать нельзя. Во-вторых, алтарную стену капеллы украшает фреска Микеланджело «Страшный суд». Этой фрески в то время, о котором идет речь в картине, еще не было. Создание материального мира, костюмов, интерьеров — это серьезная и очень затратная работа.

- Вроде бы долго искали исполнителя главной роли, чуть ли ни с помощью фоторобота и телевидения...

- К счастью, главного героя уже выбрали. Но действительно четыре месяца мы искали человека, который был бы похож на Микеланджело. В жизни он был некрасив…

Потрет Микеланджело Буанаротти кисти Даниэле да Вольтерра (фрагмент).

Потрет Микеланджело Буанаротти кисти Даниэле да Вольтерра (фрагмент).

- По-моему, даже немножко похож на Бельмондо. Такой же сломанный нос…

- Да-да, у Мекеланджело тоже был сломан нос. И он действительно немного похож на Бельмондо. Но на главную роль мы все-таки взяли не актера. Этот человек, хоть и снимался в кино раньше, но по профессии - зубной врач.

- Вот как! Неужели так важно портретное сходство, когда гримеры творят чудеса? Сергея Безрукова загримировали под Владимира Высоцкого так, что родная мать не отличит. Наверное, хороший актер смог бы сыграть скульптора не хуже зубного врача.

- Чем же хороший актер отличается от человека с улицы? Тем что артист играет, а обычный человек на экране живет. Такая же история была с героем моего фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». Наверное, любой хороший актер мог бы сыграть почтальона. Но тогда это был бы не реальный почтальон из Архангельской деревни, а актер N в роли почтальона. И это большая разница. Причем для меня в худшую сторону. Поэтому в моей новой картине восемьдесят процентов исполнителей - непрофессиональные артисты.

- В женской роли будет сниматься тоже не профессиональная актриса, а русская модель plus size Александра Дейнега. Она красотка. Причем ее типаж вполне подходит под образ знойной итальянки.

- У Саши небольшая роль, но очень важная. Это единственная женская роль в картине.

Александра Дейнега Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети

Александра ДейнегаФото: Личная страничка героя публикации в соцсети

НАДО СЛУШАТЬ ДЕРЕВЬЯ

- Много лет вы собираетесь снимать фильм о Сергее Рахманинове. Но так и не соберетесь. Почему?

- Я бы давно его уже снял, если бы не возникали другие проекты: то «Почтальон Тряпицын», то «Рай», теперь - Микеланджело. Но все еще надеюсь, что и до «Рахманинова» дойдут руки. Это будет не биография великого композитора. Это история человека, который был бедным помещиком и гениальным музыкантом. Я написал уже пятый вариант сценария. Но все меняется. Если человек любопытен, если он все еще учится, у него постоянно меняются горизонты и иллюзии. Одна иллюзия сменяет другую.

- Андрей Сергеевич, чему вам еще учиться?!

- Например, учиться понять свое место среди других людей и... деревьев. Даже так: деревья важнее людей.

- Почему важнее?

- Потому что они не говорят глупостей. Если ты успокоишь свой ум, перестанешь прокручивать в голове одно и то же, тогда, может быть, их услышишь вдруг.

- Вам удается слышать деревья?!

- Бывает. Во всяком случае я пытаюсь их слышать. Все на свете имеет разум.

- Однажды в интервью вы мне сказали: «В жизни все эфемерно. У каждого в молодости есть иллюзия, что он будет творить в пантеон вечности. Ничего подобного, все будет либо забыто, либо незамечено. Главное, чтобы дети не забыли. Поэтому надо наслаждаться тем, что происходит сейчас, а не тем, что будет после нас. Я же после себя хочу оставить детей и внуков, которые будут вспоминать обо мне хорошо...»

- В этом смысле в моих взглядах ничего не изменилось. У каждого человека есть эго. Оно требует признания. А признание — это большая иллюзия. Есть вещи, которые гораздо важнее. Дети или ученики имеют шанс получить от тебя некие знаний, которые они пронесут дальше. Вот это важно.

СУДОЧКИ ЗДОРОВОЙ ПИЩИ

- Из Италии вы следите за скандалами в российском кинематографе, например, за скандалом вокруг фильма Алексея Учителя «Матильда»?

- Конечно, я в курсе этой истории, читаю о ней в новостях. Что касается моего отношения… Любопытно следить за процессами, которые свидетельствуют о зачатках демократии в нашей стране. Другое дело, что демократия в архаическом сознании обретает форму абсурда. Странно, когда фильм становится предметом политических амбиций разных государственных деятелей. Со стороны это выглядит очень наивно.

- Давайте из духовных сфер спустимся к материальным. Вроде бы первые торговые точки проекта «Едим дома», которые вы продвигаете вместе с братом Никитой Михалковым, откроются в конце года. Это так?

- К концу года мы планируем открыть одну. Целую сеть невозможно создать сразу. Мы хотим составить меню здоровой пищи для людей, которые желают полезно и дешево есть. Эту пищу нельзя испортить. Она будет продаваться в готовом виде, стоит только разогреть.

- Это будут кафе быстрого питания или можно заказывать судочки с едой на дом?

- Пока точно не знаю, как это будет. Мы на эту тему думаем.

- Как будете встречать круглую дату?

- Как неизбежную обязанность. Соберутся человек шесть родственников и друзей, которые уже стали членами семьи. А через шесть дней после дня рождения я должен снимать картину.

 
Читайте также