Сборы в школу - занятие непростое!
Фото: Леонид ВАЛЕЕВ
Новый учебный год - новые вопросы! Изменений и нововведений в российских школах было столько, что за всеми и не угнаться. Накануне 1 сентября министр образования и науки Ольга Васильева провела общероссийское родительское собрание и ответила на наболевшие вопросы мам и пап школьников.
ВОПРОС 1: ПОБОРЫ
- В нашей школе не только собирают деньги на ремонт с родителей, но еще и удерживают на это часть зарплаты учителей! Кроме того, от родителей требуют покупать рабочие тетради, хотя дети просто не успевают их заполнять и они остаются пустыми.
- Собирать деньги на ремонт - непозволительно! Такие случаи можно решать индивидуально с правоохранительными органами. Да, в некоторых регионах у нас есть проблемы со зданиями, особенно там, где плотная застройка и дети вынуждены учиться в 2 - 3 смены. Но сейчас идет большая работа по строительству новых зданий для школ.
Те пособия, которые необходимы и входят в Федеральный перечень, - бесплатны. Если учитель рекомендует какие-то еще, то ему нужно объяснить, для чего они так нужны. Если рабочая тетрадь пустая, незаполненная, то нужно их необходимость обсудить с педагогом.
ВОПРОС 2: БОЛЬШЕ УРОКОВ
- Можно ли как-то увеличить число часов по естественно-научным предметам в школе? А то дети больше занимаются ОБЖ и физкультурой, чем географией и биологией.
- Если ваш ребенок нацелен на углубленное изучение естественно-научного цикла, то школа должна сделать для этого все возможное. Через кружковую работу, через лекции, которые будут идти после уроков, через кванториумы.
Потом, у нас есть углубленные естественно-научные программы и курсы в школах. Это все возможно, но нужно захотеть это делать. У школы есть все механизмы, чтобы предоставить ребенку то, что ему нужно. Но надо, чтобы кто-то этого захотел, - это вопрос и управления школой, и работы педагогов, и отношения родителей.
То же самое касается и трудового производственного воспитания. Раньше у нас были учеб-но-производственные комбинаты, а сейчас в школах создаются мастерские по слесарному делу и домоводству. Таких школ пока немного, но ресурсы для этого у них есть.
ВОПРОС 3: СЛИШКОМ МНОГО ЭКЗАМЕНОВ
- В этом учебном году дети будут дополнительно сдавать русский язык устно в 9-м классе. В 11-м классе дети сдают несколько ЕГЭ и пишут сочинение. Не слишком ли большая нагрузка по подготовке к экзаменам ложится на школьников и педагогов?
- Такая нагрузка, я убеждена, - это не много, это очень мало! Мы учились в советской школе и сдавали много экзаменов, в 1953 году их было одиннадцать... На одном из недавних собраний я встала и сказала учителям положа руку на сердце - если отменить ЕГЭ и вернуть прежние экзамены, сдадим мы их? Не сдадим, ответили учителя.
Сочинение, которое пишут школьники в 11-м классе, - это входной билет на ЕГЭ, в нем всего 350 слов. Разве можно изложить то, что ты думаешь и чувствуешь, в 350 словах? Это очень немного.
Устная часть по русскому языку в 9-м классе тоже дает допуск к экзаменам. Она будет проходить скорее как собеседование. Школьник получит рассказ или отрывок, примеры которых уже выложены на сайте Федерального института педагогических измерений. А затем будет беседа по прочитанному. Хотя, естественно, педагог может вести и более широкое обсуждение темы. Я не вижу в этом ничего страшного
Главная учительница страны рассказала об изменениях, которые ждут учеников в новом учебном году.
Фото: Михаил ФРОЛОВ
ВОПРОС 4: ЗАРПЛАТЫ УЧИТЕЛЕЙ
- Когда уже учителям поднимут зарплаты и все будут получать, как в Москве?
- Зарплата учителей по регионам зависит от средней заработной платы по региону. У нас нет возможности сейчас ее выравнять. Очень часто слышу искренние предложения, чтобы была такая же заработная плата, как в Москве. Пока что это невозможно сделать.
На сегодняшний день в дошкольном образовании по итогам первого полугодия заработная плата выросла на 5 процентов и составила 29 300 рублей. В общем образовании в 84 субъектах зарплату педагогов довели до уровня средней по экономике регионов, и по итогам первого полугодия она составила 38 600 рублей. В высшем образовании средняя зарплата профессорско-преподавательского состава достигла 61 000 рублей.
ВОПРОС 5: УЧЕБНИКИ
- По учебникам, которые выдает школа бесплатно, невозможно готовиться к экзаменам - они бессодержательные и пустые, а действительно нужные пособия приходится покупать самостоятельно.
- Ко мне часто поступают жалобы на большое количество и плохое качество учебников. Учителя говорят о том, что невозможно преподавать по тем пособиям, что у них есть. Я убеждена, что линеек учебников не должно быть больше трех. Сейчас в Федеральном перечне числится 1376 наименований - я считаю, это очень много.
Кроме того, у нас есть поручение президента рассмотреть новые формы экспертизы учебников и вернуться к тем учебникам, которые будут соответствовать базовому содержанию.
ЦИФРА
1 800 000 - столько ребят пойдут в первый класс в этом году.
Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ
ВОПРОС ДНЯ
Какие школьные знания вам не пригодились в жизни?
Юрий СТОЯНОВ, режиссер:
- Я с детства знал, что буду актером. Не могу сказать, что мне что-то из школы не понадобилось в жизни. Например, я сыграл Менделеева - физика, химика, географа. И моя профессия состоит из маленьких умений, которые выливаются в крупное дело. У нас в Одессе были суперские преподаватели. Сейчас так учат в дорогих лицеях.
Михаил БОЯРСКИЙ, певец:
- Эти навыки мне не помогли. В школе была такая среда, в которой с юных лет пытаются что-то украсть: сигарету, конфету, из портфеля соседа чего-нибудь утащить. Такую атмосферу нужно менять. А лишних знаний не бывает. Я гуманитарий, а математика - такая же тренировка для мозгов, как гантели для мышц.
Анатолий ВАССЕРМАН, интеллектуал:
- Не понадобились уроки рисования. Все остальное оказалось очень полезным. Не раз применял во многих жизненных ситуациях.
Александр ШИРВИНДТ, худрук Московского театра сатиры:
- Точные науки. Только на выпускном экзамене я узнал, что есть две химии: органическая и неорганическая. Прочитал в шпаргалке и очень удивился.
Евгений ЯМБУРГ, заслуженный учитель, доктор педагогических наук:
- Всегда хотел быть гуманитарием, но учился в гимназии с химической направленностью. Когда начал преподавать, на одном из уроков спросили, а была ли Каренина наркоманкой. Проверил - она четыре раза в романе морфий принимала. В то время морфий назначали врачи как успокоительное.
Павел ЖАВНЕРОВ, психолог:
- Мне не понадобилась история. Я получил первое математическое образование, много дел имел с цифрами. Потом стал изучать психологию.
Инна СИРОТКИНА, учитель:
- Думаю, черчение. Мне оно не давалось никогда. Мечтала, чтобы оно закончилось поскорее.
Эдгард ЗАПАШНЫЙ, цирковой артист:
- Многие предметы, которые не любил в школе, оказались нужными. Но химия так и осталась непокоренной.