Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды11 октября 2017 15:25

«Матильды» чистый дух тебя зовет!

Кинообозреватель «КП» Стас Тыркин - о самом скандальном фильме года, который уже 26 октября выходит в прокат по стране
Фото: кадр из фильма

Фото: кадр из фильма

Героиня фильма Алексея Учителя - как всякая балерина, девушка хрупкая, но дерзкая и очень сильная. Выносливая, как ломовая лошадь. Сбив ноги в кровь, она в нужный момент все равно исполнит свои 32 фуэте.

Картина Учителя похожа на свою героиню. Субтильная, не предназначенная для таких испытаний «Матильда» перенесла невероятное количество нападок, до недавнего времени не слыханных, - еще до своего рождения на публике. И это явно еще не финал. Многочисленные эксперты по истории государства Российского во всеоружии почерпнутых из «Википедии» знаний совсем скоро примут эстафетную палочку из дружелюбных рук экстремистов и примутся уличать режиссера в исторических неточностях. Но «Матильда» выдюжит и это, ибо обладает редким для отечественного кино качеством - убедительностью большого кинематографического зрелища, гарантированного работой наших профи - от оператора Юрия Клименко и группы художников-постановщиков до монтажера Даши Даниловой и звукооператора Кирилла Василенко.

Успокойтесь, это всего лишь кино, как бы говорит режиссер и продюсер Учитель, несколько раз демонстрируя своего героя в обнимку с киноаппаратом (подарок кайзера, и будущий император хочет устроить «первую демонстрацию синематографа в России вертящимся способом»). Тут же и цитата из другого кино, выдающейся «Агонии» Элема Климова: находясь в смутных чувствах, Николай палит по воронам.

«Матильда» не несет ответственности за ожидания раззадоренных непредусмотренной рекламной кампанией зрителей, поскольку изначально не желает казаться тем, чем она не является. Это не исторический трактат и не скандальная постмодернистская феерия образов, это достаточно точно выполненная в своем жанре классическая костюмная мелодрама о конфликте между долгом и чувством. Где главный герой - в данном случае наследник российского трона - разрывается между семьей, традицией, страной и внезапно нахлынувшими, совершенно немотивированными эмоциями.

Героя фильма Учителя все зовут Ники (нет такого святого в российской истории) - это молодой человек на распутье, не знающий, чего он хочет и куда идет. Внимание на молодую балерину Кшесинскую обращает его отец, царь Александр III (Сергей Гармаш): «Вот такая тебе нужна - гордая! глаза горят!». Когда Ники увидит, как горделивая полька крутит пируэт с внезапно обнажившейся грудью (проделки балетных конкуренток), его уже не нужно уговаривать.

Но скоро все меняется: надорвавшийся в катастрофе на железной дороге (снятой с голливудским размахом) Александр III умирает, Ники приходится жениться на немецкой принцессе и брать на себя бразды правления огромной страной. «Я не готов, не знаю, как быть царём!» - бормочет Ники (отличный немецкий актер Ларс Айдингер демонстрирует понимание психологии своего персонажа, но выглядит чуть старше, чем нужно). «Ты имеешь право на все, кроме любви!» - безапелляционно отвечает его суровая мать Мария Федоровна (Ингеборга Дапкунайте).

Эта коллизия, достойная чопорных британских романов, утоплена, однако, в разливанном море страстей - как и положено в мелодраме. Матильду Феликсовну или, как называет ее Ники, Малю, любит не только будущий царь, но и (робко) его двоюродный брат, великий князь Андрей (Григорий Добрыгин) и (отчаянно) поручик Воронцов (Данила Козловский). Воронцов - вымышленный персонаж, но у него был прототип, английский офицер. Заслуга Учителя и исполнительницы роли Матильды молодой польской актрисы Михалины Ольшанской - в том, что достаточно лишь взглянуть на нее, чтобы понять, почему от Кшесинской так сходили с ума и особы голубых кровей, и горячие солдафоны. Хотя фраза, выкрикнутая Воронцовым в лицо Ники: «Ты украл мой поцелуй!» все же принадлежит жанру мелодрамы на разрыв аорты.

Этот разрыв, как мы знаем, последует позже, вообще преувеличенный мелодраматизм фильма оправдан преувеличенными ужасами российской Истории. «Если ты коронуешься, то погубишь всех, кого любишь!» - прозорливо бросает в лицо Ники агитирующая его жениться на себе Маля. В одной из финальных сцен Ники сообщает матери, что все для себя решил, что он хочет остаться частным лицом и избежать как коронации, так и брака с Аликс. В картине Учителя витает ностальгически смутный вопрос: возможно, будущее России могло быть совсем другим, если бы Ники разрешили остаться человеком, а не заставили быть царем?

Богатое историческое кино о частной жизни монархов и членов их семей снимаются во всех странах с развитыми кинематографиями. Скажем, о британском короле Эдварде VIII, отказавшемся от трона и женившемся на некоролевских кровей женщине Уоллис Симпсон, был снят не один фильм - последний по времени поставила Мадонна. Такие романтические сюжеты о желании бросить все к ногам любви или, наоборот, невозможности это сделать, всегда были и будут нарасхват в кино. Даже странно, что «Матильду» сняли только сейчас, а не в более располагающие к лирике времена.

* строка из «Пира во время чумы» А. С. Пушкина.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Балерина из преисподней

Денис КОРСАКОВ

Помню, когда вышел самый первый трейлер этого фильма - невозможно пафосный, с обещаниями чего-то ошеломительного, то ли «главного фильма года», то ли «великого кино о великой любви», его венчал титр с надписью: «МатиДьда». Да, с двумя «д». Две буквы, «л» и д», ведь стоят рядом на клавиатуре (подробности)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Поклонская выступила против выдачи Учителю от Минкульта денег на новые фильмы

В прессе прошла информация, что режиссёру Алексею Учителю в Министерстве культуры выделили 35,5 миллионов рублей на новые фильмы. Против выступила депутат Госдумы Наталья Поклонская. Она напомнила, что режиссёру постоянно выделяли деньги из бюджета, но ни одна из его картин не окупилась. (подробности)

Премьера фильма «Матильда» в России: Поклонская ответила посмотревшим новую картину Учителя депутатам

В пятницу, 29 сентября, депутат Госдумы Наталья Поклонская прокомментировала прошедший в четверг закрытый показ фильма «Матильда», который, как она считает, «разжигает рознь на религиозной почве и оскверняет православные святыни и религиозные чувства людей» (подробности)