Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Авто1 ноября 2017 18:30

Зимние шины: шип да шип кругом

Переживаем зиму на шипованных шинах Nokian Hakkapeliitta 8
Озаботиться выбором зимних шин следует до наступления настоящих холодов

Озаботиться выбором зимних шин следует до наступления настоящих холодов

Фото: производителя

ЛИПУЧКА ИЛИ ШИПУЧКА?

Выбор между шипованными и фрикционными шинами возникает всякий раз, когда приходится задумываться о покупке зимней обуви для автомобилей. Зачастую вопрос решается просто: если всю зиму машина катается исключительно по улицам большого города, которые регулярно чистят, то есть смысл взять «липучку»: дескать, вероятность встретить голый лед в бурой гуще ядохимикатов, которыми обильно удобряют дороги, стремится к нулю. При этом на сухом (да и на влажном тоже) асфальте шипованные шины хуже тормозят и активно теряют шипы. Да и шумят знатно.

Последнее утверждение, пожалуй верно – «шипучка» действительно работает громче. Однако полагать, что на шипах увеличивается тормозной путь на чистой дороге, не совсем правильно: и на шипованных, и на фрикционных покрышках автомобиль замедляется примерно одинаково. А вот на льду шипы действительно позволят остановиться раньше. И не стоит думать, что в городе вы лед не встретите! Всякое, знаете ли, бывает. К тому же во дворах, как правило, ледяной покров можно встретить почти всегда – их, в отличие от улиц, поливают реагентами не столь обильно. Если вообще поливают.

Nokian Hakkapeliitta 8 не раз побеждали в испытаниях зимних шин, которые регулярно проводят независимые эксперты как в России, так и за рубежом

Nokian Hakkapeliitta 8 не раз побеждали в испытаниях зимних шин, которые регулярно проводят независимые эксперты как в России, так и за рубежом

Фото: производителя

Но и фрикционные шины отнюдь не беспомощны на льду! Они действительно работают – не столь эффективно, как шипы, но все же. К тому же при совсем низких температурах они показывают более высокие результаты, чем «шиповка».

И все же, пожалуй, выбор типа зимних шин для городской езды – это в большей степени вопрос вероисповедания. Главное, чтобы шины соответствовали сезону, пребывали в добром здравии и не были чрезмерно изношены.

Откровенно говоря, по городу зимой я предпочитаю передвигаться на машине, обутой во фрикционные покрышки. Но для своей машины прошлой осенью я выбрал шиповку. И у меня на это было несколько причин.

В шинах Nokian Hakkapeliitta 8 едва ли не в полтора раза больше шипов, чем в покрышках других европейских производителей

В шинах Nokian Hakkapeliitta 8 едва ли не в полтора раза больше шипов, чем в покрышках других европейских производителей

Фото: производителя

ЭКОНОМИКА ЭКОНОМИИ

Так уж вышло, что на собственном автомобиле зимой я езжу не так часто. Но оставлять семейный BMW на летней резине и напрочь лишать себя возможности выгула машины тоже неправильно: транспортное средство должно регулярно передвигаться! Иначе зачахнет, проверено опытом. К тому же мне нравится порой выбираться на ледяные трассы, которые по зиме энтузиасты раскатывают в различных местах: здесь можно отключить систему стабилизации и вволю поскользить, освежив навыки езды в заносе.

А на льду, разумеется, без шипов делать нечего.

Честно говоря, с выбором марки и модели я особенно не канителился. Изучив множество различных тестов зимних шин (как в отечественных изданиях, так и в зарубежных), я пришел к выводу, что самым бескомпромиссным вариантом для меня станет Nokian Hakkapeliitta 8 – на тот момент эта покрышка победила во множестве испытаний. Продукция финской компании не отличается доступной ценой, однако у меня в приоритете были характеристики и качество – и я готов был за это переплатить. Сколько? Самые недорогие варианты на Яндекс.Маркете стоили от 9,5 тысяч рублей за баллон – на круг это порядка 38 тысяч за комплект. Прилично! Если бы я выбрал шины Nordman 5 (более новой модели Nordman 7 тогда еще в продаже не было), то выгадал бы на комплекте около десяти тысяч. Поскольку шины я брал не на один сезон, то решил, что экономить не стоит. Кстати, если бы я выбрал, скажем, Continental ContiIceContact 2 той же размерности, которые по результатам испытаний почти не уступают финским шинам, то переплатил бы тысячи три. Невелика сумма, но по всему выходило, что Nokian Hakkapeliitta 8 будет лучшей покупкой.

Развитые грунтозацепы на стыке протектора и боковины это явные признаки зимних шин так называемого скандинавского типа

Развитые грунтозацепы на стыке протектора и боковины это явные признаки зимних шин так называемого скандинавского типа

Фото: производителя

Кстати, о размерах. Подобрать соответствующее машине колесо можно при помощи конфигуратора на сайте компании. Для этого даже необязательно знать точные параметры колеса – достаточно посадочного диаметра. Под мои «семнашки» нашлась как раз таки «восьмая» Хаккапелиитта с параметрами 225/45 R17 – точь-в-точь как «лето» на семейном «бумере». Был выбор между антипрокольной резиной «ранфлэт» (финны почему-то пишут наоборот – Flat Run) и обычными покрышками, и я выбрал последние – они ощутимо дешевле, к тому же с ними лучше плавность хода. Запаски в BMW третьей серии нет; однако если проколю колесо, то вызову мобильный шиномонтаж, – решил я.

Сейчас подавляющее большинство шин Nokian делается на заводе во Всеволожске, однако мне достался комплект финского производства – вероятно, покрышки этого размера импортируются в Россию. На самом деле нет никакой разницы, где сделана шина: на заводе во Всеволожске используются точно такие же технологии и материалы, что и на предприятии в городе Нокиа. А оборудование даже более новое, поскольку сам по себе завод под Питером современнее финского.

Шиномонтажники любят брать наценку за работу с низкопрофильными шинами. Под низким профилем обычно следует понимать покрышки, у которых соотношение ширины к высоте составляет 45 и меньше

Шиномонтажники любят брать наценку за работу с низкопрофильными шинами. Под низким профилем обычно следует понимать покрышки, у которых соотношение ширины к высоте составляет 45 и меньше

Фото: производителя

ОБКАТКА РУБЛЬ БЕРЕЖЕТ

В общем, бюджет перехода на зиму вышел таким: сами шины обошлись почти в сорок тысяч, шиномонтаж вкупе с пакетами для хранения встал еще в три тысячи. Итого – с округлением – 43 тысячи рублей. Прилично! И вот теперь передо мной встала другая задача: не разбазарить почем зря таким трудом нажитые материально-технические ценности. Поясню: шипованные шины надо грамотно обкатать, чтобы они не испортились в первые же километры эксплуатации. Дело в том, что шипам требуется некоторое время, чтобы занять оптимальное положение в посадочных отверстиях. Вот тогда они будут готовы служить вам верой и правдой долгие годы, не стремясь покинуть насиженное место.

Как правильно обкатывать «шипучки»? Для этого лучше всего проехать километров 300-500 в спокойном режиме, избегая активных ускорений (особенно с пробуксовкой) и резких поворотов. Приступать к обкатке можно (и даже будет лучше) не дожидаясь первого снега: на однородном покрытии меньше риск внезапного зацепления шины за участок чистого асфальта после пробуксовки на скользкой дороге, когда шипы испытывают губительные для них стрессовые нагрузки. Идеальный вариант – поездка за город по трассе с равномерной скоростью.

Специальная подушка под основанием улучшает работу шипа и смягчает его контакт с дорожным полотном

Специальная подушка под основанием улучшает работу шипа и смягчает его контакт с дорожным полотном

Фото: производителя

ВАЖНЫЕ МЕТРЫ

У меня не было ни особой необходимости, ни возможности смотаться на дальняк, поэтому свой комплект Nokian Hakkapeliitta я обкатывал в городе. Переобулся я заблаговременно – во-первых, как раз для того, чтобы у меня было достаточно времени на обкатку перед наступлением холодов; а во-вторых, чтобы к приходу настоящей зимы быть уже во всеоружии. Пара недель цокота шипами по чистому – то сухому, то влажному – асфальту, и шины пришли в окончательную годность. А еще через некоторое время я обратил внимание на то, что шины стали работать тише: видимо, шипы заняли места «согласно купленным билетам». Понятно, что уровень шума все равно гораздо выше, чем не летней резине, но на BMW в кузове Е90 с приличной звукоизоляцией это не сильно напрягает.

Управляемость на сухом асфальте на «шипучках» заметно отличается от повадок машины на летних шинах. Реакции на поворот руля слегка размазываются, но в целом я был к этому готов. Впрочем, и на «липучках» картина был бы точно такая же – на управляемость автомобиля в большей степени влияет рисунок протектора, нежели наличие «гвоздей». А в этом смысле шипованные покрышки от фрикционных не сильно отличаются.

Основную работу по испытаниям зимних шин специалисты компании Nokian проводят на собственном полигоне близ финского города Ивало, расположенном в Лапландии за Полярным кругом. Этот полигон называют также White Hell («белый ад»)

Основную работу по испытаниям зимних шин специалисты компании Nokian проводят на собственном полигоне близ финского города Ивало, расположенном в Лапландии за Полярным кругом. Этот полигон называют также White Hell («белый ад»)

Фото: производителя

Но вот когда с неба нападало достаточное количество снега, я в полной мере возрадовался своему выбору. Во всех снежных дисциплинах Хаккапелиитта проявила себя превосходно! Признаюсь честно: до ледяных трасс прошлой зимой я так и не доехал. Но и в городе «восьмерка» оказалась на высоте: шины дали почувствовать уверенность в автомобиле. Задний привод зимой – это круто! А правильная обувь способна не только подарить истинное удовольствие от зимней езды, но и сделать ее безопасной. В конце концов, шипы в городе – это не так уж и плохо. Да, шумновато. Но зимняя резина тихой не бывает! А запас, в том числе и на льду, карман не тянет. Даже если шипы пригодятся всего раз за сезон, они сделают свою работу. Ведь несколько дополнительных метров тормозного пути – это метры вашего автомобиля. Это стоит ценить.

За городом шипованные шины однозначно лучше, а в городе и на липучках хорошо

За городом шипованные шины однозначно лучше, а в городе и на липучках хорошо

Фото: производителя