Искусственный интеллект собирает данные о дороге и анализирует ее по тому же принципу, что и человек. Фото: Предоставлено Cognitive Technologies
Обозреватель «КП» Александр Милкус побеседовал с амазонкой IT-технологий, президентом группы компаний Cognitive Technologies Ольгой Усковой.
Ответить за искусственный интеллект
- Ольга, ваша компания занимается интеллектуальными системами, придумывает, если по-простому говорить, искусственный мозг для автомобилей. Так когда по нашим улицам будут ездить машины без водителей?
- Через 5 - 6 лет мы получим смешанное общество, в котором будут сосуществовать люди и роботы. Мы не остаемся совсем без водителей. Но часть их функций станет выполнять автопилот. Я точно знаю план выпуска новых автомобилей международных концернов. Через три года большинство машин уже сможет двигаться в пробке или на скоростной трассе без участия человека. И главное, это станет полностью безопасно. Спор о том, кто будет отвечать за то, что человек попал в аварию, уже разрешен.
- И кто же?
- Автопроизводитель. А перед автопроизводителем - мы. И это прописывается в страховых и прочих договорах.
Интрига, кто станет крайним, тянулась весь этот год. А разрешилась благодаря General Motors. Этот концерн первым объявил, что берет на себя полную ответственность за роботизированное транспортное средство и за жизнь пассажира в нем. Теперь и остальные не смогут повести себя по-другому.
- Но они рассчитывают, что перепасуют эту ответственность вам. Ваша компания готова?
- Да. Благодаря совсем недавно открытой нами технологии. Вот скажите, 99% - это много или мало? - превращается в интервьюера Ольга.
Президент группы компаний Cognitive Technologies Ольга Ускова. Фото: Предоставлено Cognitive Technologies
- Если касается жизни человека, то мало.
- Правильно. Должна быть 100-процентная гарантия безопасности человека. Но как ее добиться?
Мы очень долго сидели с учеными-нейрофизиологами. И в конце концов сделали открытие, которое повезем в Америку в январе. Мы разработали алгоритм, который позволяет роботу объединить картинку и проанализировать ее по тому же принципу, как это происходит в голове человека. Все, что он видит, вся информация от всех органов чувств объединяется в единый смысл.
К этому мы пришли благодаря исследованию Александра Лурия, одного из основателей нейрофизиологии. У него есть книга, описывающая состояние сознания бойцов, раненных в голову. О том, как рассыпается мозг человека в случае ранения на определенные доли.
Пример: стакан человек видит как две вертикальные палочки и два кружочка. Чтобы собрать его в понятие «стакан», нужно усилие, нужен жизненный опыт, позволяющий сделать вывод: увиденное и есть стакан.
Когда мы читали эти работы, нас осенила мысль, что собирать картинку для автомобиля по дорожной сцене в единый смысл надо не на финальной стадии, когда поступает вся информация от датчиков, камер и сенсоров. А заранее, на нижнем уровне, как это происходит у нас в голове.
- То есть исходя из уже накопленного опыта...
- Да. Информация с датчиков, обрабатываемая нейронными сетями, и дала необходимые 100% гарантии безаварийной езды.
Бекмамбетов в помощь
- Получается, десятки самых продвинутых компаний мира ищут, как обеспечить надежность автопилотов, а нашла выход российская компания?
- Точно. Просто повезло. Такие открытия - всегда случайность. Можно рассказывать про русскую школу искусственного интеллекта. Про то, что у нас такие работы давно спонсируются. Но и другие команды спонсируют. А им не повезло. Основой стало знакомство с работами Лурия. А почитать их мне подсказал кинорежиссер Тимур Бекмамбетов. В каком-то смысле он стал продюсером нашего открытия.
- Но есть уже беспилотные автомобили, которые разрабатывает Google, есть Tesla Илона Маска...
- Google, Tesla для нас не конкуренты. Они слишком широко взялись, а здесь требуется серьезная узкая специализация. В Google четыре раза поменялась команда разработчиков. Искусственный интеллект этого не терпит. Ему нужны родители, которые не бегают туда-сюда.
Раз - и «КамАЗ»
- А почему мы не можем создать собственные беспилотники, используя вашу технологию?
- Мне очень хотелось, чтобы первой была русская машина. И Сергею Когогину - главе КамАЗа - этого хотелось. Мы начали пять лет назад. Потратили на проект около 22 млн. долларов. Создали несколько экспериментальных грузовиков, которые движутся без водителей. Мы покатали на них все правительство. Было постановление о том, чтобы выделить КамАЗу деньги для разработки серийного грузовика. Но все утонуло в бюрократии...
В результате первой, видимо, выйдет серийная беспилотная Audi. Мы несколько камазовских машин запустим в конце года. Но это не промышленная серия.
У нас уже заказ на промышленную серию - 20 млн. машин. Но не из России. Мне это ужасно обидно.
Яхты, счета и дворцы не помогут управлять миром
- Но у нас стали происходить фантастические вещи. Мы спускаем на воду мощные атомоходы, делаем новые космические корабли. Есть прорывные технологии в медицине...
- У нас очень многое делается. Но я говорю про промышленные вещи, серийные. Все, что связано с искусственным интеллектом, развивается сегодня безумно быстро. Если мы будем вяло сидеть, то попадем в обслуживающий персонал для мирового бизнеса. Навсегда.
Эта тема сложна и для общества. Дело ведь не только в том, что автомобили смогут ездить без водителей. Это затронет миллионы людей. Я уберу руки с руля. Но чем тогда я займусь? Многие люди подрабатывали на автомобилях.
Я вхожу в международный экспертный совет по роботизированным технологиям, куда входит и Билл Гейтс, миллиардер, создатель Microsoft. Он высказался жестко: вам всем, людям состоятельным, кажется, что вы со своими дворцами, яхтами, балами будете что-то значить и через десять лет. Но элитарность будет строиться по другому принципу. Управлять миром будет не тот, кто у кого яхты, счета, дворцы, а тот, у кого выше интеллектуальные возможности.
- Это можно сказать и про страны...
- Да. Китай очень быстро развивается в области робототехники, переводит свои производства на роботизированные линии в течение месяцев. Но у них заводы градообразующие. Там работают сотни тысяч человек. После перевода на роботизированную линию, когда идет сокращение сотрудников до 60%, происходит резкий рост самоубийств. Но они на это не очень внимание обращают. Повесили на зданиях заводов сетки, чтобы нельзя было убиться, упав с высоты. Хочешь убиться - иди домой.
А японцы, наоборот, с детства внедряют культуру смешанного общества. У них есть обязательная программа для детей, в которой участвуют роботы. Дети программируют с трех лет на примитивном языке всякие функции для искусственного интеллекта. Они готовятся к будущему. И готовят новую систему законов к этим временам.
Из Японии к нам пришел заказ. Попросили сделать автопилот, который определяет состояние человека за рулем, если ему стало плохо. Я очень удивилась, а потом поняла, в чем дело. В Японии большая продолжительность жизни, огромное количество людей перешагнули 70-летний рубеж. И они хотят им продавать автомобили. А люди боятся ездить. А с такой системой они себе открывают рынок пожилых людей.
Жалко, что Россия практически не включена в такой процесс. Попытки сформировать рабочую группу при Комитете по транспорту не увенчались успехом.
А нам требуется серьезное изменение законодательства. Требуется сертификация машин по степени «ума». Нужно введение целого набора ограничений и правил для юристов в случае разбора ситуации. На такую работу требуются два-три года. А она даже не начата!
ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ
Не опасны ли машины без водителя?
- Вряд ли наши люди согласятся, чтобы их вез робот, а не водитель-человек.
- Россия занимает третье место в мире по уровню смертности на дорогах. Всего за 2016 год на дорогах погибло почти 1,3 млн. человек. Из них в России - 280 тысяч! Я сама попала в аварию, которая мне стоила верхней челюсти.
Если мы хотим, чтобы нас стало больше и нам стало лучше жить, роботизация на дороге - это неизбежно.
- А не опасны ли роботы?
- Опасны в данном случае не роботы, а люди. Есть целая система ограничений, которую человек может и должен внести, чтобы робот не совершал ошибок. Последний раз четкие ограничения по роботам были у Айзека Азимова 70 лет назад в книжке «Я, робот». А уже давно нужны реальные, а не книжные законы. Первое, что надо запретить, - самовоспроизводство искусственного интеллекта.
- Это возможно?
- Конечно. Это можно объявить преступной деятельностью, это можно запретить на уровне разработчиков.
Когда мы программируем искусственный интеллект, сначала мы научились распознавать образы, потом - смыслы. Дальше над пространством смыслов, как это происходит в человеческом мозге, в какой-то момент может возникнуть самосознание. Вот эту точку надо отлавливать. Это опасная вещь.
- Машина может осознать себя существом?
- Отдельным от человека? Да, это технически возможно. В ближайшие 10 лет вряд ли такое будет. Но в пределах 20 лет - точно.
- А где гарантия того, что не найдется злой гений, как в фильмах про Джеймса Бонда, который купит остров, свезет туда гениев со всего мира и создаст саморазвивающегося робота?
- Такую деятельность будет сразу видно. Роботы, как и люди, обучаются с использованием массивов данных. Как только злой гений захочет такую машину сделать...
- ...Ему придется подключаться к сети.
- И это будет заметно. Движуха очень видна. Так что такую деятельность можно регулировать на уровне контроля за потоками данных.
- Тогда понадобится и международная киберполиция...
- ...И кибербезопасность, и киберюристы. Здесь демократия недопустима. Все должно быть жестко. Для новой техники нужно создавать новую систему. Я бы назвала это управление «Р» - роботы.
Я вижу, что у американцев в эту сторону правоохранительные системы движутся. Вы это тоже, кстати, чувствуете, если являетесь участником Фейсбука. Там чуть слово в сторону, вас банят. И это делают очень серьезные алгоритмы.
Русские пользователи, зарегистрированные в России, даже если пишут на английском, практически не попадают на ленты в Штатах. Так Фейсбук ограничивает влияние извне на их внутренние дела. Это цензура. От цензуры к киберполиции перейти несложно.
- В чьей руке должен быть рубильник, который бы вырубил машины, оснащенные искусственным интеллектом, в случае чего?
- Думаю, должно быть несколько, но не бесконечное количество.
- Каков идеальный вариант развития нашей страны?
- Я считаю, что у нас идеальные базовые условия. Огромное количество ископаемых, относительно небольшое население. И у него высокий уровень образования. Лучшей страны для развития робототехники нет!
Надо перейти к лидирующим роботизированным технологиям. Надо в отдельном режиме, как в свое время делали атомную бомбу, запустить несколько пилотных проектов по роботизации в разных отраслях. Делаем беспилотные «КамАЗы», корабли, ракеты. А не сделал - посадили. На другом конце должно быть страшно. У человечества два эффективных стимула - страх и жадность. Здесь оба работают. Жадность - это возможность завоевать миллиардные рынки.