Премия Рунета-2020
Иркутск
+3°
Boom metrics
Экономика12 апреля 2018 9:49

ИркАЗ встанет - все встанет! Жители моногорода Шелехова о санкциях США против «Русала» Дерипаски

Корреспондент «Комсомолки» узнала, какое будущее ждет один из самых крупных алюминиевых заводов в Иркутской области, принадлежащего корпорации "Русал" [фото]
Как живет моногород Шелехов.

Как живет моногород Шелехов.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Введенные 6 апреля санкции США ударили по многим состоятельным россиянам. Но сильнее всего ограничения задели структуры миллиардера Олега Дерипаски: на фоне резкого снижения стоимости бумаг «Русал» и En+ Group его состояние сократилось почти на четверть или на 1,3 млрд долларов. В Иркутской области действуют два завода «Русала» - в Братске и в Шелехове. Однако если в северной столице алюминиевый завод не единственное крупное предприятие, то в моногороде Шелехове завод считается градообразующим. Оттого и тревожно, что будет дальше?

Все проекты для города пока приостановили

Официально всего 22 километра разделяют Иркутск и Шелехов, где располагается первенец цветной металлургии Восточной Сибири. А неофициально - километров 10, не больше. Иркутск и Шелехов, кажется, протягивают друг другу руки разросшимися поселками, новыми микрорайонами. Так постепенно они идут к цели - агломерации. Но пока до объединения еще очень далеко.

В Шелехове расположен старейший в Восточной Сибири алюминиевый завод компании "Русал" Олега Дерипаски.

В Шелехове расположен старейший в Восточной Сибири алюминиевый завод компании "Русал" Олега Дерипаски.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Шелехов остается небольшим городом с населением 48 тысяч человек. На въезде встречает памятник «Серп и молот». Неслучайно, конечно. Шелехов родился в 1953 году, когда комсомольцы-строители поставили первые шесть палаток будущего гиганта промышленности, а следом - указатели заводов и надпись «Шелехов - город металлургов». Словом, обычный моногород, где все держится на ИркАЗе, как все здесь называют Иркутский алюминиевый завод «Русала». Тихий, размеренный, относительно чистый, с обилием хрущевок и другого советского наследия в виде характерной архитектуры.

Памятник "Серп и молот" встречает на въезде в город.

Памятник "Серп и молот" встречает на въезде в город.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

- Сейчас на ИркАЗе трудится более двух тысяч человек, - рассказывает сотрудник администрации Шелеховского городского поселения Константин Орлов. - Если учесть еще несколько взаимосвязанных предприятий, то около пяти тысяч. Да, это всего 15% населения. Но при этом завод - градообразующий. От него зависит все: и жизнь малого бизнеса, и жизнь простого населения.

Средняя зарплата в Шелехове - 40 тысяч рублей, и это чуть больше, чем в области. За счет заводчан, конечно. У них средний доход составляет 53 тысячи.

На ИркАЗе завязано в городе все. Маршрутки везут тысячи людей на производство, общепит кормит обедами, магазины снабжают продуктами заводчан. А как говорят экономисты: на 10 рабочих - один предприниматель! Да и сам завод ведет политику баш на баш. Городу исправно помогает, хотя, наверное, может и больше. Но и на этом спасибо. Все городские мероприятия, праздники, спортивные соревнования проходят под спонсорством завода. В прошлом году на 12 млн «Русала» отремонтировали стадион, в этом году алюминиевый гигант дал еще 27 млн на искусственное поле с современным табло. Также единственный Дворец культуры - тоже на балансе завода. Привели бы это в порядок за счет муниципалитета, бюджет которого около 170 млн рублей в год?!

- «Русал» постоянно ведет соцпроекты, гранты, - говорит начальник отдела стратегического развития и привлечения инвестиций шелеховской администрации Мария Отченаш. - Вот в этом году хотели за счет их средств привести в порядок Комсомольский бульвар, высадить деревья. Но теперь все проекты, вероятно, будут заморожены. Хотя о чем-то конкретном еще рано говорить. В «Русале» решают, как будут работать дальше в связи с санкциями.

На заводе работает всего 15% населения, но он считается градообразующим предприятием.

На заводе работает всего 15% населения, но он считается градообразующим предприятием.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Кузница кадров, логистика и природные ресурсы

Едем на сам завод. Конечно, без спецпропуска не попадешь, но в буфет - пожалуйста. Милая женщина в фартуке пачками выдает сотрудникам молоко. Вредное производство как-никак.

- ИрКАЗ встанет - все встанет, - говорит за обеденным столом рабочий Андрей. - Санкции! Ну а что теперь делать. Ждем теперь, что будет.

- Пока с заводом все более или менее нормально и город живет, - подхватывает Виталий. Он не рабочий, а так, сотрудник подрядной организации. - Даже с нами будет большая проблема из-за того, что у завода есть платежные обязательства, он их просто не выполнит перед организациями, которых только в Иркутске около сотни.

А мы идем в народ. Как живется простому шелеховчанину? Одни говорят, что так же, как и в Иркутске, другие сетуют на безработицу: мол, кому повезло, те на заводе, другие в Иркутск мотаются, на вахты ездят. Третьих заботят обычные проблемы - дороги, ЖКХ. Но почти все говорят об экологии.

- Вы посмотрите, смог над городом висит, - негодует врач Галина Щербакова. - У моей родственницы две замершие беременности было, гинекологи говорят, что это массовое явление. А сколько людей с больными суставами! Производство вредное.

Средняя зарплата на заводе - 53 тыс. руб, это выше, чем в среднем по регионе.

Средняя зарплата на заводе - 53 тыс. руб, это выше, чем в среднем по регионе.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Но это лишь частное мнение, статистика не подтверждает. При этом уезжать из города никто не собирается. Жизнь здесь нормальная, зарплату платят. С 2014 года Шелехов - в списке моногородов. И у него приоритетное право в получении финансирования из федерального бюджета. В целом есть развитие. Ни один город области такой же по численности населения не получает столько денег, например, на ремонт дорог. Здесь есть перспективы и у бизнеса.

- В чем специфика Шелехова? Дешевая электроэнергия - завод потребляет в час 1,5 гигаватта, и это сумасшедший объем, огромная промзона. ИрКАЗ - кузница кадров, логистика и природные ресурсы, - рассуждает молодой предприниматель, участник федерального проекта развития моногородов Федор Саломатов. - Но здесь не работает 90% населения, нет жесткой зависимости от завода. И это значит, что надо развивать и другое производство и обратить взор на внутренний рынок. А может, сложившаяся ситуация с санкциями - шанс? Шанс развивать продукцию у нас? Хотя никто не хочет, чтобы завод закрылся. Он флагман. Не город появился, а завод породил город.

Внешне Шелехов - обычный промышленный город.

Внешне Шелехов - обычный промышленный город.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

ЦИФРЫ

60% - доля предприятия в объеме отгруженных товаров собственного производства города Шелехова.

27,8% в общем объеме экспорта Иркутской области составила доля алюминия и изделий из него в 2017 году.

400 тысяч тонн алюминия в год составляет мощность завода. Основные потребители - авиационная, автомобильная, строительная, упаковочная и электротехническая промышленность не только российских, но и предприятий Европе, Азии и Северной Америки.

Дворец культуры "Металлург".

Дворец культуры "Металлург".

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

А В ЭТО ВРЕМЯ

Откроется ли завод в Тайшете?

Есть и еще один проект «Русала», о котором говорят уже долгие годы. Это предприятие по выпуску алюминия в Тайшете, которое, согласно заявлениям компании, добавит 750 тысяч тонн к общему объему производственной мощности «Русала». Завод начали строить в 2007 году, но затем работы приостановились. В 2016-м руководство алюминиевого гиганта оценило инвестиции для завершения строительства Тайшетского алюминиевого завода, которое было заморожено из-за низких цен на металл, в размере 700 млн долларов. Однако теперь, с введением санкций, есть опасения, что многообещающий проект заморозят на неопределенное время.