Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Есть работа!9 июля 2018 11:45

Рабочее досье: слесарь

Слесарь – это рабочий, который выполняет работы по изготовлению инструмента и приспособлений с применением специальной технической оснастки и шаблонов
Источник:kp.ru

В зависимости от разряда слесарь может выполнять простые или более сложные работы:

• слесарная обработка деталей;

• сборка и ремонт приспособлений, режущего и измерительного инструмента;

• закалка инструментов;

• изготовление и ремонт инструмента и приспособлений разной сложности прямолинейного и фигурного очертания (резцы фасонные, фрезы наборные, развертки разжимные, штангенциркули, штампы, кондуктора и шаблоны);

• доводка, притирка и изготовление деталей;

• проверка приспособлений и штампов в условиях эксплуатации;

• и другие.

Желающий получить профессию слесарь должен иметь:

– знания в области:

• физики;

• химии;

• математики;

• черчения;

– техническую направленность ума (умение читать чертежные символы, представить будущее изделие в объеме...);

– хорошее пространственное мышление;

– знание специфики материалов и рабочего инструмента, экономической целесообразности различных способов обработки и особенностей своего стиля деятельности;

– познания в области геометрии и тригонометрии – о способах разметки плоскостей и искривлении поверхностей;

– твердость руки;

– хорошую чувствительность пальцев;

– коммуникабельность;

– линейный и объемный глазомер;

– выдержку;

– терпение;

– устойчивость внимания.

Профессия слесарь противопоказана людям, страдающим:

• заболеваниями сердечно-сосудистой системы;

• болезнями дыхательных органов;

• расстройством опорно-двигательного аппарата;

• психическими и нервными расстройствами;

• раздражительностью;

• аллергическими заболеваниями;

• выраженными дефектами зрения и слуха

Плюсы профессии слесарь:

• востребованность;

• универсальность

• достойная оплата;

• возможность индивидуального труда.

Минусы профессии слесарь:

• высокая травмоопасность;

• физическая тяжесть.

Слесарь должен знать:

• принципы действия ремонтируемого оборудования;

• правила использования контрольно-измерительных приборов и инструментов;

• способы ремонта разной техники и свойства материалов, из которых произведены разные детали;

• правила техники безопасности;

• способы применения доводочного материала;

• устройство станков – доводочных и припиловочных;

• устройство, правила эксплуатации различного контрольно-измерительного оборудования;

• свойства основных металлов и сплавов;

• методы и варианты обработки металлов и сплавов;

• необходимую информацию о деформации металлов при их термической обработке, а также о припусках для доводки;

• систему посадок и допусков, а также о параметры шероховатостей.

Слесарь должен уметь:

– читать

• простые схемы

• сборочные чертежи;

– составлять эскизы;

– производить замеры с использованием различного контрольно-измерительного оборудования;

– обращаться со слесарным инструментом.

Основные виды деятельности слесаря:

– при помощи специального технического оснащения и различных шаблонов необходимо изготавливать сложные и точные инструменты;

– ремонт инструментов и другого оборудования (средней сложности, имеющего специальное очертание);

– обработка различного рода деталей при помощи специального оборудования;

– работа с фигурными деталями:

• чертеж;

• ремонт;

• разметка и подгототовка.

– рихтовка оборудования и изделий.

История профессии

Человечество знакомо с металлами достаточно давно. Делать всякие полезные предметы из них люди научились еще девять тысячелетий назад. Сначала научились управляться с достаточно легкоплавкой медью, с золотом, дальше догадались добавить в медь олово и получили бронзу и, наконец, чуть больше трех тысячелетий назад, начали выплавлять железо. Но все это была выплавка и ковка, то есть горячая обработка. А другого и не требовалось, металлические изделия, как правило, представляли собой единый монообъект: меч, подкова, сабля, ось для кареты, топор, нож, гвоздь – все это достаточно просто ковалось кузнецом. Холодная работа была минимальной, чаще всего она ограничивалась клепкой или заточкой. Чем, опять же, занимались специализированные кузнецы.

Положение изменилось, когда люди уже в середине прошлого тысячелетия начали изготовлять сложные механические приборы. Самыми высокотехнологичными среди которых стали часы и замки. Часы были предметом роскоши, доступным лишь верхушке общества, а замки – предметом если не первой, то уж точно второй необходимости.

Первые замки тоже были коваными, как и часы. Но, как и любая кованая вещь, они отличались до безобразия солидным размером. И еще – низкой надежностью, ибо с помощью молота и кувалды точный прибор сделать довольно сложно. А неточность замка может стоить много дороже, чем неточность часов, не говоря уж про топоры, подковы и иглы.

Поэтому уже в начале XV века в технически продвинутой Германии появились специальные «замочных дел мастера», которые умели обращаться с мелкими металлическими деталями. Обрабатывать их, резать, доводить до необходимых размеров, гнуть, сверлить, соединять и прочее. «Замок» по-немецки – Schlos, соответственно «замочный мастер» звался Schlosser. Первое документальное упоминание этой престижной профессии встречается в бумагах венского архива, датированных 1463 годом. А в 1545 году в германской Тюрингии, в городе Шмалькальдене, уже существовал самостоятельный шлоссерный, или, давайте уж по-русски, слесарный цех. Профессия считалась чрезвычайно ответственной, лучшие слесари Европы состояли на монаршей службе. В Испании вступающий в слесарную гильдию мастер давал торжественную клятву не раскрывать посторонним замочные тайны и секреты. И первые известные часовщики были также мастерами слесарных дел. Башенные часы нюрнбергской церкви сделал в 1509 году за 532 гульдена слесарный мастер Георг Гейс, а первые карманные часы, «нюрнбергские яйца», год спустя собрал слесарь Петр Хеле.

Отдельной специализацией слесарей было оружейное дело. Если в холодном оружиестроении кузнеца вполне хватало, то в огнестрельном требовалось уже собирать весьма сложные оружейные замки и высверливать пушки и оружейные дула.

Когда в XVIII веке в Европе появились паровые машины, слесарное дело достигло своего апогея. Слесари-механики, которых тогда на английский манер называли «мильрайты» (Millwright), ценились как хорошие ученые, на уровне сегодняшних физиков-ядерщиков. В развитых странах стали появляться специальные вузы – школы слесарно-механического мастерства. Самой авторитетной считалась устроенная во Франции маркизом де ла Рошфуко Ecole des Arts et Metiers. Принимали в нее только тех, кто уже отучился в других профильных училищах и постиг основы слесарного дела. В Российской Империи наибольшим уважением среди специалистов и предпринимателей пользовалось Могилевское техническое училище. Его выпускников на заводах и фабриках брали сразу «десятниками», а то и начальниками цеха.

Вплоть до середины прошлого века профессия слесаря была одной из самых уважаемых рабочих профессий. И это понятно: слесарная обработка стояла в самом конце технологического процесса, соответственно у слесаря и ответственность была особая. Испортив деталь, отправив ее в брак, он тем самым уничтожал работу стоявших за его спиной литейщиков, кузнецов, штамповщиков, токарей, фрезеровщиков и так далее. Но и оценивался их труд соответственно.

О слесарях – с юмором:

Она: – А кем вы работаете?

Он: – Слесарем.

Она: – Ой, это должно быть очень интересно! Все эти ваши рашпили, керны, штихели, фланцевые притирки, резьба под муфту, стопарение калибровочным шпунтом! Знаете, я в этом ничего не понимаю…