В зависимости от разряда слесарь может выполнять простые или более сложные работы:
• слесарная обработка деталей;
• сборка и ремонт приспособлений, режущего и измерительного инструмента;
• закалка инструментов;
• изготовление и ремонт инструмента и приспособлений разной сложности прямолинейного и фигурного очертания (резцы фасонные, фрезы наборные, развертки разжимные, штангенциркули, штампы, кондуктора и шаблоны);
• доводка, притирка и изготовление деталей;
• проверка приспособлений и штампов в условиях эксплуатации;
• и другие.
Желающий получить профессию слесарь должен иметь:
– знания в области:
• физики;
• химии;
• математики;
• черчения;
– техническую направленность ума (умение читать чертежные символы, представить будущее изделие в объеме...);
– хорошее пространственное мышление;
– знание специфики материалов и рабочего инструмента, экономической целесообразности различных способов обработки и особенностей своего стиля деятельности;
– познания в области геометрии и тригонометрии – о способах разметки плоскостей и искривлении поверхностей;
– твердость руки;
– хорошую чувствительность пальцев;
– коммуникабельность;
– линейный и объемный глазомер;
– выдержку;
– терпение;
– устойчивость внимания.
Профессия слесарь противопоказана людям, страдающим:
• заболеваниями сердечно-сосудистой системы;
• болезнями дыхательных органов;
• расстройством опорно-двигательного аппарата;
• психическими и нервными расстройствами;
• раздражительностью;
• аллергическими заболеваниями;
• выраженными дефектами зрения и слуха
Плюсы профессии слесарь:
• востребованность;
• универсальность
• достойная оплата;
• возможность индивидуального труда.
Минусы профессии слесарь:
• высокая травмоопасность;
• физическая тяжесть.
Слесарь должен знать:
• принципы действия ремонтируемого оборудования;
• правила использования контрольно-измерительных приборов и инструментов;
• способы ремонта разной техники и свойства материалов, из которых произведены разные детали;
• правила техники безопасности;
• способы применения доводочного материала;
• устройство станков – доводочных и припиловочных;
• устройство, правила эксплуатации различного контрольно-измерительного оборудования;
• свойства основных металлов и сплавов;
• методы и варианты обработки металлов и сплавов;
• необходимую информацию о деформации металлов при их термической обработке, а также о припусках для доводки;
• систему посадок и допусков, а также о параметры шероховатостей.
Слесарь должен уметь:
– читать
• простые схемы
• сборочные чертежи;
– составлять эскизы;
– производить замеры с использованием различного контрольно-измерительного оборудования;
– обращаться со слесарным инструментом.
Основные виды деятельности слесаря:
– при помощи специального технического оснащения и различных шаблонов необходимо изготавливать сложные и точные инструменты;
– ремонт инструментов и другого оборудования (средней сложности, имеющего специальное очертание);
– обработка различного рода деталей при помощи специального оборудования;
– работа с фигурными деталями:
• чертеж;
• ремонт;
• разметка и подгототовка.
– рихтовка оборудования и изделий.
История профессии
Человечество знакомо с металлами достаточно давно. Делать всякие полезные предметы из них люди научились еще девять тысячелетий назад. Сначала научились управляться с достаточно легкоплавкой медью, с золотом, дальше догадались добавить в медь олово и получили бронзу и, наконец, чуть больше трех тысячелетий назад, начали выплавлять железо. Но все это была выплавка и ковка, то есть горячая обработка. А другого и не требовалось, металлические изделия, как правило, представляли собой единый монообъект: меч, подкова, сабля, ось для кареты, топор, нож, гвоздь – все это достаточно просто ковалось кузнецом. Холодная работа была минимальной, чаще всего она ограничивалась клепкой или заточкой. Чем, опять же, занимались специализированные кузнецы.
Положение изменилось, когда люди уже в середине прошлого тысячелетия начали изготовлять сложные механические приборы. Самыми высокотехнологичными среди которых стали часы и замки. Часы были предметом роскоши, доступным лишь верхушке общества, а замки – предметом если не первой, то уж точно второй необходимости.
Первые замки тоже были коваными, как и часы. Но, как и любая кованая вещь, они отличались до безобразия солидным размером. И еще – низкой надежностью, ибо с помощью молота и кувалды точный прибор сделать довольно сложно. А неточность замка может стоить много дороже, чем неточность часов, не говоря уж про топоры, подковы и иглы.
Поэтому уже в начале XV века в технически продвинутой Германии появились специальные «замочных дел мастера», которые умели обращаться с мелкими металлическими деталями. Обрабатывать их, резать, доводить до необходимых размеров, гнуть, сверлить, соединять и прочее. «Замок» по-немецки – Schlos, соответственно «замочный мастер» звался Schlosser. Первое документальное упоминание этой престижной профессии встречается в бумагах венского архива, датированных 1463 годом. А в 1545 году в германской Тюрингии, в городе Шмалькальдене, уже существовал самостоятельный шлоссерный, или, давайте уж по-русски, слесарный цех. Профессия считалась чрезвычайно ответственной, лучшие слесари Европы состояли на монаршей службе. В Испании вступающий в слесарную гильдию мастер давал торжественную клятву не раскрывать посторонним замочные тайны и секреты. И первые известные часовщики были также мастерами слесарных дел. Башенные часы нюрнбергской церкви сделал в 1509 году за 532 гульдена слесарный мастер Георг Гейс, а первые карманные часы, «нюрнбергские яйца», год спустя собрал слесарь Петр Хеле.
Отдельной специализацией слесарей было оружейное дело. Если в холодном оружиестроении кузнеца вполне хватало, то в огнестрельном требовалось уже собирать весьма сложные оружейные замки и высверливать пушки и оружейные дула.
Когда в XVIII веке в Европе появились паровые машины, слесарное дело достигло своего апогея. Слесари-механики, которых тогда на английский манер называли «мильрайты» (Millwright), ценились как хорошие ученые, на уровне сегодняшних физиков-ядерщиков. В развитых странах стали появляться специальные вузы – школы слесарно-механического мастерства. Самой авторитетной считалась устроенная во Франции маркизом де ла Рошфуко Ecole des Arts et Metiers. Принимали в нее только тех, кто уже отучился в других профильных училищах и постиг основы слесарного дела. В Российской Империи наибольшим уважением среди специалистов и предпринимателей пользовалось Могилевское техническое училище. Его выпускников на заводах и фабриках брали сразу «десятниками», а то и начальниками цеха.
Вплоть до середины прошлого века профессия слесаря была одной из самых уважаемых рабочих профессий. И это понятно: слесарная обработка стояла в самом конце технологического процесса, соответственно у слесаря и ответственность была особая. Испортив деталь, отправив ее в брак, он тем самым уничтожал работу стоявших за его спиной литейщиков, кузнецов, штамповщиков, токарей, фрезеровщиков и так далее. Но и оценивался их труд соответственно.
О слесарях – с юмором:
Она: – А кем вы работаете?
Он: – Слесарем.
Она: – Ой, это должно быть очень интересно! Все эти ваши рашпили, керны, штихели, фланцевые притирки, резьба под муфту, стопарение калибровочным шпунтом! Знаете, я в этом ничего не понимаю…