Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество20 июня 2019 9:40

Стояли против Польши 20 месяцев. В живых осталось 200 человек

В России начали показывать историю так, как надо было давно. Сделал это министр Мединский на показе докудрамы «Смоленская оборона»
Министр культуры Владимир Мединский на показе фильма «Смоленская оборона».

Министр культуры Владимир Мединский на показе фильма «Смоленская оборона».

Фото: Дмитрий СТЕШИН

Похожее на японское слово «докудрама», вызвало оживление в зале старейшего московского кинотеатра «Иллюзион». Несмотря на вечер буднего дня, свободных мест не было. Но министр культуры Владимир Мединский сразу же объяснил непонятное слово слушателям и зрителям:

- Докудрама – это особый жанр: вроде бы фильм документальный, но снят, как художественный. Смотреть такие фильмы особенно интересно. Только в цикле «Забытые войны России» таких фильмов 24, они посвящены самым интересным моментам нашей военной истории. И мы решили показывать такие фильмы в «Иллюзионе» по средам.

Сама стендап-лекция, мало чем отличалась от обычных лекций по истории. Разве что лектор был министром и непринужденно общался с залом. Иногда зрители хохотали, иногда погружались в молчание, вспоминали, наверное, школьные и студенческие годы:

- Кто был в Кремле в 1609 году? – строго вопрошал Министр цепко оглядывая зал.

Все стихло. Люди в зале с ужасом вжались в кресла. Отдуваться пришлось организаторам из Российского военно-исторического общества:

- Шуйский! – выкрикнул кто-то из историков, засевших в первых рядах.

Министр благосклонно кивнул, и начал быстро рисовать на планшете стены Смоленска в разрезе, выстреливая цифры и факты:

- На тот момент, это была самая большая и современная крепость в Европе. Протяженность стен – 6 километров, 38 башен, 100 миллионов кирпичей, 100 тысяч дубовых свай… Мы на строящемся мемориале под Ржевом всего тысячу свай забили, машиной! А тут – сто тысяч, руками! Крепостных, кстати, на строительстве не было. И само строительство на Руси было запрещено на время возведения Смоленской крепости, потому что весь камень везли туда.

Крепость продержалась в польской осаде почти 20 месяцев, и в конце, у нее осталось всего 200 защитников – остальные были убиты или умерли от цинги и голода. Помощь не пришла – по Руси тогда бродила Смута… На прощание, министр посетовал, что телевидение все никак не может найти место в эфирной сетке для показа цикла документальных фильмов:

- Вы же знаете, какие передачи сейчас в рейтинге – Мединский поморщился, но сдержался – не стал лишний раз называть топовые телешоу.

Министр попрощался и ушел в фойе на автограф-сессию своей книги «Стена» - про трагическое «смоленское сидение».

А сама докудрама, оказалась очень крепким во всех смыслах фильмом, в котором игровых сцен и документальных было поровну. По качеству и графике она ничем не уступала западному «костюмному» историческому кино. Плюс-в фильме имелся плотный поток исторической информации, который в такой форме подачи, сразу же записывался на подкорку. Подумалось, что такие фильмы – настоящий подарок школьникам-выпускникам. Вот только показывать их всего в одном кинотеатре и всего один раз в неделю – преступление и перед нашим прошлым, и перед будущим.

С этим надо что-то делать.