Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество6 мая 2020 9:15

География подвига

В каждом из сотен писем, пришедших в «КП», - гордость за близких, переживших войну. За героев-фронтовиков, за мужество в тылу и на оккупированных территориях. И везде рефреном: они не любили и не умели об этом рассказывать. За них рассказали их дети, внук

Жолобов Филипп Федорович, Алма-Ата

Мой дедушка бежал следом за повозкой, когда его отца увозили на фронт, и просил привезти с войны гармошку. Дома у него остались жена и трое детишек, включая моего дедушку - Жолобова Александра Филипповича. Последнее известие от прадеда от 28 октября 1941 года. Он писал: «Ночью будем переправляться через Каспий, переправу бомбит!» Больше известий не было.

Анисимова Анна Николаевна, Астрахань

В апреле 1942 года весь курс моей бабушки призвали на службу. Бабулю отправили на Сталинградский фронт наводчиком зенитного орудия. Из ее воспоминаний: «23 августа 1942 года начался ад. Окопы мы рыли руками…» Она очень мало говорила о войне. Это была только ее история, и она не пускала в нее никого.

Чуб Виктор Николаевич, Волгоград

Дед о войне не рассказывал. Самые крохи мы узнали потом, когда, перебирая документы, нашли несколько страниц из школьной тетради. Недописанное где-то под Ригой и неотправленное письмо заканчивалось так: «Отбив атаки танков и самоходок, мы снова пошли в наступление. В этот момент я получил ранение осколком шрапнели в спину. Осколок попал в котелок в вещмешке, а в котелке лежала буханка хлеба. Осколок, пробив насквозь котелок и буханку хлеба, уже ослабленный, пробил шинель и застрял между ребер...»

Коватёв Иван Гаврилович, Елец

Отец о войне почти не рассказывал. Сведения собирали в архивах. Вот строки только из одного наградного листа: «В бою 8 - 12.03.1945 г. в районе дд. Упениэки и Пилскалны тов. Коватёв, презирая смерть, под обстрелом противника оказал медпомощь и вынес из района НП 16 раненых бойцов и офицеров. Несколько ранее в бою в районе дд. Деди и Мекас тов. Коватёв, показывая образцы мужества, под сильным огнем противника оказал помощь 17 раненым бойцам и офицерам, эвакуировал их и спас им жизнь. Всего тов. Коватёв эвакуировал из района НП и огневых позиций более 86 раненых бойцов и офицеров, сохранив их для Красной армии. Достоин правительственной награды - ордена «КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ». Бригадный врач - майор м. с. Бучнев (подпись). 18 марта 1945 г.».

Валиуллин Габдулхат Денисламович, Башкирия

Мой дед в апреле 1945 года освобождал пленных из концлагеря под Берлином. Как выяснилось после, в этом лагере был его отец.

Савенков Сергей Григорьевич, Курск

Дед в бою на Курской дуге, летом 1943 года, неподалеку от дома, был сильно ранен, потерял руку. Да и после войны недолго пожил, умер, когда мне было 4 года. Особенно дорога его фотография, где он, уже после войны, в старой гимнастерке с пустым рукавом и с папиросой! А отец мой лицом так на него похож!

Лобанова Зоя Ильинична, Киров

После ранения маму зачислили в автотранспортный батальон. В составе 1-го Белорусского фронта дошла до Берлина. Многие оставили подписи на стенах Рейхстага. Когда мы спрашивали маму, почему же она там не расписалась, она ответила, что постеснялась.

Сагитов Вагиз Яхиевич, Казань

Из дневника:

«…Шли долго и трудно. По пояс в грязи. Телеги на руках несли. Лошади чуть сами передвигаются. Курить запрещено. Разговаривать запрещено и неохота. Слышно только кряхтенье, чавканье болота и шепотная матерщина особо несдержанных.

Начались неопределенной формы кочки в болоте. Раздалась команда: - Стой! Отдыхать!

Кое-как примостились на кочках по двое спиной к спине. Когда стало светать, убедились, что большинство «кочек» - трупы китайцев.

Команда «Вперед!» была желанной. Из этого ада выбрались на дорогу часа через три. Это болото было хуже боя. Это был тяжкий труд войны».

Викторенкова Вера Захаровна, Макеевка

Моя бабушка находилась на оккупированной территории. Ее пытали, бежала от гестапо. После освобождения работала в колхозе «Верный путь». По указанию председателя колхоза была направлена в Германию за скотом (в марте 1945 г). Возвращалась пешим ходом до самого Екимовического района (дата возвращения - осень 1945 г., ноябрь). Вера Захаровна - моя гордость, гордость всей нашей семьи.

Нетребский Николай Иванович, Москва

Когда началась война, папе было 8 лет. Он был сыном репрессированных. После ареста родителей помещен в детский дом на Северном Кавказе.

При наступлении врага его детский дом вместе с частями нашей армии попал в окружение. Вдвоем с совсем молодым офицером Красной армии они пробивались к своим. Отец рассказывал, как мужественно и отважно вел себя красноармеец. Отбиваясь от врагов пистолетом, он не только сам вырвался из плена, но и спас мальчика. Несмотря ни на что, молодого офицера обвинили в том, что он побывал в окружении.

Так отец стал сыном полка. Прошел до Вены в составе 3-го Украинского фронта.

Получил медали за освобождение Кавказа, Будапешта, серебряную медаль «За боевые заслуги».

Паренек постарше рядом с ним - его боевой товарищ.

Шмелев Борис Елисеевич, Санкт-Петербург

Старший механик-водитель тяжелого танка КВ 13.06.1944 г. на Карельском перешейке в районе высоты 171.0 под огнем противника неизвестным в мировой практике способом раздвинул надолбы и проделал в них проход. Ворвавшись на высоту, экипаж танка расстрелял из танкового орудия два пулеметных бронеколпака.

Шавлак Степан Миронович, Самара

О герое нам сообщили просто:

«1942-й - младший лейтенант - Сталинград - Днепропетровск - Кишинев - Яссы - Румыния - Болгария - Венгрия - Югославия - Австрия - 1945-й - подполковник».

Иванов Петр Семенович, Ставрополь

Дедушка умер много лет назад. Я знаю о нем по воспоминаниям мамы и бабушки и газетным публикациям.

В 1944 году в одной из операций разведки на территории Румынии, на трех закрытых автомашинах иностранной марки, среди дня группа разведчиков во главе с капитаном П. С. Ивановым проникла на 50 километров вглубь вражеской территории и въехала в село Забара. В селе находились крупные подразделения танков, артиллерии и пехоты. В одном из домов разведчики создали опорный пункт обороны, защищать который остались 15 человек. Остальные пятеро во главе с капитаном Ивановым скрытно двинулись к штабу немецкого командования, расположенному в школе. В результате перестрелки взяли в плен двух офицеров и изъяли документы с планом инженерных коммуникаций противника. По пути к своим автомашинам советские воины уничтожили еще 5 гитлеровцев, а двоих захватили в плен…

Капитану Иванову было поручено возглавить сводный взвод саперов 3-го Украинского фронта на Параде Победы.

Индушко София Александровна, Симферополь

Мы с мамой оказались на оккупированной территории недалеко от Белостока (теперь это Польша). Жи-тели окрестных деревень помогали партизанам, часто прятали бежавших из плена раненых солдат и тех, которых увозили на работу в Германию. Мама рассказывала о двух девушках, которые были так измучены, что еле держались на ногах. Пришлось выдать за родственников. Их фамилий мама не запомнила, а звали их Люся и Зоя. Когда они окрепли, решили уйти. Документов у девушек не было (их собирались увезти на работу в Германию). Паспорт был только у мамы. Мама посадила их в повозку и повезла. Взяли с собой меня, чтобы выглядело по-семейному. Когда немцы остановили на проверку документов, пришлось разыграть сцену: мне делали больно, чтобы плакала, а девчонок мама ругала за то, что забыли паспорта. Поднялся шум, что и было необходимо - нас пропустили.

Еще прятали и кормили молодого мужчину, но, когда была облава и требовали его выдать (кто-то донес), он вышел сам, чтобы спасти нас.

В конце концов донесли карателям, что у нас прячутся бежавшие из плена и что помогаем партизанам. На хуторе у дедушки появились солдаты СС. К счастью, мы (папа, мама, брат и я) были у маминого брата - было видно, как пылает наш дом. Бабушку и дедушку, избитых, но живых сожгли в доме. Мама видела это и с тех пор лечила сердце.

Титова Анастасия Александровна, Санкт-Петербург

Мама встретила войну в Ленинграде. Ей было 13. В 42-м пришла наниматься на работу в артель «Металлист». Начальник сказал: «Ну куда я тебя возьму, ты же еще такая маленькая». Мама сказала: «Если вы меня не возьмете, то я умру от голода».

Лысогоров Владимир Семенович, Ставрополь

Мои оба дедушки воевали, выжили, имели награды и умерли в старости. Нам повезло. А рассказать я хочу о папе - в годы войны он был ребенком. На фотографии это мальчик, сидящий на коленях отца. 39-й год - еще нет войны, папа рядом, а мама с малышом не прячется от полицая, который был садистом и убивал маленьких детей на глазах у матерей.

Почему пишу о папе? В детстве мы любили слушать, как папа у немцев рацию украл. На хуторе остановилась немецкая часть. У связиста был такой красивый чемоданчик, что просто ах! Папа с ребятами утаи-ли его, чтобы поиграть. Немец, обнаружив пропажу, в ярости прибежал к бабушке (матери). Увидев такое, папа чемоданчик вернул. Немец проверил все целое. Что-то сказал на своем, погрозил пальцем и ушел.

Это потом мы много узнали о том, как воевали дедушки, как тяжело было без них бабушкам с детьми. Потом. Но первым нашим героем был папа.

Канушин Юрий Степанович, Томск

Ушел на фронт в 17 лет. На все вопросы о войне отвечал коротко и резко - это такая гадость, что говорить о ней не хочу! И это все.

Несколько лет назад случайно забрела в музей его родного строительного университета и увидела об отце целый стенд. Привела сына. Я плакала. Он молчал.

ТОЛЬКО ФАКТЫ

3600 мемориалов с Вечным огнем насчитали в стране участники переписи, которую проводило Российское военно-историческое общество.

Перепись, проведенная в 2019 - 2020 годах, не учла лишь огни на закрытых предприятиях и в воинских частях. Больше всего их в Краснодарском крае - 261. В Оренбургской области - 237, а в Ставропольском крае - 230 мемориалов с Вечным огнем

ЦИТАТЫ

«ИМЯ ТВОЕ НЕИЗВЕСТНО, ПОДВИГ ТВОЙ БЕССМЕРТЕН»

Считается, что автор этих слов, высеченных из полированного лабрадорита в центральной части московского мемориала Могила Неизвестного Солдата, - поэт и писатель Сергей Михалков. Менее распространенная версия - вместе с Михалковым над ней работали поэты и прозаики Константин Симонов, Сергей Наровчатов и Сергей Смирнов.

«НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО»

Впервые фраза встречается в стихотворении Ольги Берггольц «Здесь лежат ленинградцы…». Свое самое известное произведение она написала в 1959 году для мемориала на Пискаревском кладбище, где похоронены жертвы блокады.

Читайте далее