В Кабардино-Балкарии взорвана канатная дорога на Эльбрус

Обрушилось около 30 из 45 кабинок фуникулера, пострадавших нет
Взрыв произошел около 01:00 мск субботы на второй очереди станции "Кругозор-Мир"

Взрыв произошел около 01:00 мск субботы на второй очереди станции "Кругозор-Мир"

Вчера была подорвана подвесная канатная дорога "Старый кругозор" на горе Эльбрус.

При взрыве опоры канатной дороги устояли, зато лопнул трос и кабинки посыпались на землю. Происшествие случилось в 10 часов вечера, когда никого из туристов на канатке не было. Благодаря этому удалось избежать больших жертв, ведь сейчас разгар горнолыжного сезона и на курортах отдыхают сотни спортсменов.

Наш источник в правоохранительных органах Кабардино-Балкарии рассказал корреспонденту "КП", что в результате взрыва канатная дорога получила серьезные повреждения: обрушилось около 30 из 45 кабинок фуникулера. Ведется следстивие.

ЗВОНОК В МЧС

В дежурной части МЧС РФ по Кабардино-Балкарии нашему корреспонденту подтвердили, что канатной дороге на Эльбрусе произошел именно взрыв.

- По предварительным данным, поступила информация о наличии взрывного устройства, сообщил оперативный дежурный.

По его словам сейчас на место происшествия выехали представители следтсвенного коимтета.

На месте взрыва канатной дороге работают кинологические расчеты МВД. Им предстот выяснить, нет ли еще заложенных взрывных устройств. Также есть надежда на то, что собаки смогут взять след преступников, заложивших взрывчатку.

Человек предполагает, а нелюдь располагает

По сути террористы своего добились – они подорвали не только опору, но и многие экономические планы. В развитии Приэльбрусья заинтересованы не только местные жители и руководство республики. На открытие канаток приезжают политики федерального уровня (например, в 2006 году ленточку перерезал Дмитрий Козак).

Стало быть, рекреационный комплекс КБР не безразличен Москве. Судите сами. Приэльбрусье занимает наибольший удельный вес в общем объеме рынка горнолыжного туризма в России. (почти 73%). И 1,14% от емкости горнолыжного туризма в мире. Цифра, понятно дело, невеликая. Но есть от чего оттолкнуться в дальнейшем развитии. К тому же горнолыжные трассы республики не уступают, а по многим параметрам и превосходят всемирно известные трассы курортов Западной Европы.

Поэтому у политиков есть почти имперские планы по Приэльбрусью.

Перспективы такие – через 9 лет здесь будет четыре зоны катания, связанные между собой сетью канатных дорог, а количество спусков увеличится в несколько раз. Емкость курорта составит 34 тысяч человек (сейчас - 5-6 тысяч катающихся одновременно).

По мастер-плану центром курорта должен стать новый лыжный комплекс на поляне Азау, включающий в себя стадион, гостиничные номера, рестораны и магазины. То есть в ближайшем будущем этот регион должен найти свое место на карте горнолыжных курортов мира.

Если, конечно, никто не помешает воплощению этих планов. (Далее)

ЗВОНОК В ТУРФИРМУ

Как рассказали в одной из туристических компаний, которая работает в Приэльбрусье, о размере ущерба, нанесенного взрывом, говорить пока рано. На оценку уйдет некоторое время. Эксперты начнут осматривать место происшествия и подсчитывать ущерб после того, как кинологические расчеты завершат свою работу.

А В ЭТО ВРЕМЯ

В интернете появилась информация компании «Эльбрустурист», которая опровергает сообщение о подрыве канатной дороге. «Подрывов не было. Просто были сильные ветра, что-то с электричеством, и трос упал», - сообщил представитель компании в интервью нескольким сайтам. Тем временем, синоптики опровергают сведения о сильном ветре, который мог быть накануне в КБР. На многих погодных сайтах также нет данных о разгуле стихии в Приэльбрусье накануне ночью. Так, по данным ФОБОС ночью было морозно, а сила ветра достигала 3,1 метров в секунду. Этого явно недостаточно, чтобы оборвать трос канатной дороги, диаметров почти в пять сантиметров. (Подробнее) ТТХ канатной дороги «Старый Кругозор» Длина по уклону - 1727 м Перепад высот - 514 м Средний уклон - 30% Тип кабин - на 8 чел. Диаметр каната - 49,3 мм Скорость - 0-6 м/с Количество кабин - 58 шт. Натяжение в канате - 19000 кг Отметка нижней станции - 2936 м Отметка верхней станции - 3452м Количество промежуточных опор - 12 Время подъема — 5 мин. 13 сек.

КОММЕНТАРИЙ ЛЫЖНИКА

Кирилл Серов, мастер спорта по горным лыжам, редоктор отдела Спорта "Комсмольской правды":

Взрыв подъемника – выстрел в сердце

Террористы покусились на святое – высочайшую гору Кавказа. Эльбрус – уникальное место, где кататься на горных лыжах и сноуборде можно 12 месяцев в году. Даже самая высокая гора Альп - Монблан, со своей легендарной Белой долиной, меркнет перед обилием трасс на Эльбрусе. Вы не поверите, но однажды мне удалось спуститься на лыжах весной с высоты 4 300 метров (это выше «Приюта одиннадцати») до самого подножья. Длина спуска оказалась более 10 км. Это - по прямой. А если учесть, что мне пришлось много поворачивать, то длину лыжного следа можно смело удвоить.

Но и подняться почти к седловине Эльбруса – непросто. Раньше это занимало почти целый день и туда ходили только альпинисты. Теперь, чтобы оказаться на высоте 3800, в царстве вечного снега, нужно менее часа.

На Эльбрус сейчас идут три очереди канатных дорог. Одна из которых старая, кресельного типа, и две очереди новой канатной дороги гондольного типа. Кроме того, работает маятниковый подъемник.

1 ОЧЕРЕДЬ: АЗАУ - КРУГОЗОР

На первой очереди действует две канатные дороги: старая маятниковая дорога и новая гондольная.

Маятниковая канатная дорога "Эльбрус 1" начинается от станции «Азау»(2350 м) и доходит до станции «Старый кругозор» (3000 м). На обеих станциях есть кафе и шалычные. Время пути старой маятниковой дороги - 15 минут. Новая канатная дорога "Эльбрус" гондольного типа была открыта в декабре 2006 года. Она соединяет нижнюю возвратную станцию на поляне «Азау» с верхней приводной станцией «Старый Кругозор» и установлена параллельно уже существующей маятниковой канатной дороге. Это новейшая модель подвесной канатной дороги гондольного типа с отцепляемыми гондолами. Вместимость одной гондолы – 8 человек. Одновременно работают 58 гондол. Протяжённость трассы составляет 1740 м., перепад дороги - 580 м. Время пути новой гондольной дороги - 5 минут. Производительность - 2400 человек/час.

На поляне Азау у комплекса дороги находятся пункты общественного питания по типу «Бистро» и «Бар», есть пункт проката горнолыжной экипировки, автоматы по продаже кофе и чая по самым низким ценам. 2 ОЧЕРЕДЬ: КРУГОЗОР - МИР

На этой очереди действует старая маятниковая канатная дорога "Эльбрус-2" и новая канатная дорога "Эльбрус" гондольного типа.

Маятниковая канатная дорога "Эльбрус - 2" начинается от станции «Старый Кругозор» (3000 м) и идет до станции «Мир» (3500 м). - именно ее и атаковали террористы. На территории станции есть уютное кафе «Мир» и Музей боевой славы защитников Эльбруса и кавказских перевалов в годы Великой Отечественной войны. Новая канатная дорога "Эльбрус" гондольного типа была открыта в апреле 2009 года. Она представляет собой новейшую модель подвесной канатной дороги с 8-ми местными гондолами производства французской фирмы "РОМА" - одного из мировых лидеров в области канатных транспортных систем. Дорога соединяет две горнолыжные станции: «Старый Кругозор»(3000 м) и «Мир» (3500 м). Протяженность дороги - 1800 м., пропускная способность - 2400 чел./час. Время проезда в одном направлении - 5 минут 13 секунд.

3 ОЧЕРЕДЬ: МИР - ГАРА-БАШИ

На 3-й очереди действует канатно-кресельная дорога "Эльбрус".Канатно-кресельная дорога "Эльбрус" начинается от станции «Мир» (3500 м) и идет до станции «Гара - Баши» (3850 м). Однокресельный подъёмник хотя и старый, но работает стабильно. Отсюда, с высоты 3800 м. начинается сертифицированная трасса № 1 до поляны "Азау" 2300 м. Также работает сеть бугельно-буксировочных дорог.

Но это только начало возраждения Эльбруса. Недавно в Приэльбрусье приступили к строительству третьей и проектированию четвертой очередей новой канатной дороги. Вслед за второй очередью канатной дороги гондольного типа на Эльбрусе должна появиться и третья. Её пропускная способность составит 1600 человек, а протяженность - 1700 м. В планах также строительство четвертой очереди - до станции "Приют Одиннадцати" (4200 м).

Увы, подрыв подъемника – удар в самое сердце уникального курорта Северного Кавказа.

"КП" на Северном Кавказе" выясняет обстоятельства происшествия. Следите за информацией на нашем сайте.

Просмотреть увеличенную карту