Премия Рунета-2020
Дальний Восток
+13°
Boom metrics
Интересное8 августа 2013 22:00

7 интересных фактов о съемках фильма «17 мгновений весны»

11 августа 1973 по первому каналу Центрального телевидения начался показ первого советского сериала. Фильм настолько захватил зрителей, что во время его трансляции пустели улицы. Мы отыскали семь интересных фактов со съемок киноленты.
Герой Вячеслава Тихонова мгновенно стал идеалом мужчины для советских женщин

Герой Вячеслава Тихонова мгновенно стал идеалом мужчины для советских женщин

«17 мгновений» мгновенно обрел такую популярность, что его повторный показ состоялся через три с половиной месяца после премьеры фильма на ТВ. Количество восторженных писем в адрес создателей ленты побило все рекорды. Львиная доля писем предназначалась Вячеславу Тихонову, который в одночасье стал эталоном мужчины для советских женщин.

Многие отмечали сходство «Мгновений» с документальной лентой. Режиссеру Татьяне Лиозновой стоило немалых усилий добиться такого эффекта – она часами просматривала документальную хронику военных лет. Выбегала из зала в слезах, не выдерживая тяжелого зрелища, но снова возвращалась и делала свою работу. Результат налицо – фильм до сих пор остается культовым среди жителей страны. Но и помимо этого съемки сопровождало немало интересных событий.

Съемки начались в марте 1971 года с экспедиции в ГДР. Там нужно было снять все натурные эпизоды Штирлица в Берлине и убийство разведчиком гестаповского провокатора Клауса. Однако съемки эпизода с убийством чуть было не сорвались – Льва Дурова, исполнителя роли Клауса, не выпустили за границу. Дело в том, что для получения разрешения на выезд за рубеж нужно было пройти через фильтр выездной комиссии. В состав комиссии входили рьяные слуги компартии, которые в каждом отъезжающем видели либо лютых изменников родины, либо идиотов. Каждому претенденту на отъезд комиссия задавала вопросы. Дурова спросили, как выглядит советский флаг и тот описал им «Веселого Роджера», вызвав настоящую истерику у членов жюри. Затем актеру велели назвать столицы союзных республик о Дуров, не моргнув глазом, перечислил русские города, не имеющие никакого отношения к столицам. Выпускать за границу его категорически отказались с формулировкой «за плохое поведение». Поэтому убийство Клауса пришлось снимать в подмосковном лесу.

А самого Тихонова едва не арестовали за то, что он отправился из гостиницы на съемочную площадку в форме штандартенфюрера СС – недалеко ведь, чего время терять. Жители Берлина сочли актера приверженцем фашизма и уже собирались сдать его в полицию. Но на шум прибежали члены съемочной группы и отбили Тихонова у рассерженной толпы.

Клауса пришлось топить в подмосковном лесу

Клауса пришлось топить в подмосковном лесу

2. Для Штирлица сшили 100 белых рубашек

К исторической достоверности создатели фильма подходили очень серьезно. Ни одного костюма не было сшито без утверждения консультанта – полковника Брауна, служившего в свое время в разведке. Обращали внимание на все – от погон до малюсеньких значков и петлиц. Костюмы шили мастера из генеральских ателье, сумев одеть актеров по-военному безупречно. А вот немецкая сторона подвела – статистов для массовки одели настолько безграмотно, что у режиссера опустились руки. Ситуацию спасла художник по костюмам – она привезла из Союза 60 ящиков одежды для актеров. Когда же статистов одели в немецкую форму от советских портных, сами немцы были потрясены. Несмотря на то, что фильм черно-белый, мундиры эсэсовцев в ателье Минобороны сделали цветными, с золочением и плетеными шнурами.

Кстати, для Штирлица привезли сто белых рубашек – стирать было негде, да и некому, ведь костюмера с собой не взяли из экономии. Сорочки шили по всей стране, и в результате Штирлиц выглядел на экране безупречно.

Военная форма на артистах была безупречной

Военная форма на артистах была безупречной

3. Руки Тихонова в кадре не показывали

Когда Штирлиц рисовал картинки или раскладывал фигурки из спичек, на самом деле на экране появлялись не его руки, а кисти ассистента художника Феликса Ростоцкого. Все дело в том, что на левой руке у Вячеслава Тихонова красуется синяя наколка – СЛАВА. Юношеская шалость, которую было заметно из-под любого грима. Даже на общих планах Тихонов старался прятать от зрителей тыльную сторону левой руки.

К слову, Феликс Ростоцкий еще и писал телеграмму за героя Евгения Евстигнеева – у актера был уж очень скверный почерк.

Руки Тихонов старался прятать от зрителей

Руки Тихонов старался прятать от зрителей

4. Поклонником фильма был глава кубинского правительства

Фидель Кастро, глава дружественно настроенной Кубы, в течение нескольких дней недоумевал, почему на каждом вечернем заседании правительства он не досчитывается нескольких ключевых министров. Однажды Фиделю шепнули, что ответственные товарищи сбегают домой, как школьники. А все для того, чтобы посмотреть очередную серию «17 мгновений». Кастро поступил как настоящий правитель: потребовал привезти ему копию кинофильма о советском разведчике и устроил коллективный просмотр для всех членов правительства. Все 12 серий показали за один сеанс, который длился почти 14 часов.

Эль команданте тоже был поклонником Штирлица

Эль команданте тоже был поклонником Штирлица

5. Нервным тиком Мюллер обязан неудобному воротничку

Еще один интересный факт о том, как создавались образы героев «17 мгновений весны». Внимательные зрители наверняка отметили характерное движение головы Мюллера – он время от времени как-то нелепо дергать шеей. Татьяна Лиознова была в восхищении от умения Броневого одним жестом подчеркнуть раздраженное состояние шефа гестапо. А оказалось, что все дело было в узком воротничке рубашки. Актеру было неудобно, он все время дергался. Но выглядело движение настолько выразительно, что его решили оставить – так у Мюллера появился нервный тик.

Нервный тик идеально дополнил образ Мюллера

Нервный тик идеально дополнил образ Мюллера

6. Имена настоящих разведчиков вырезали из титров

Исторический фильм невозможно снять достоверно, не привлекая грамотных консультантов. «17 мгновений весны» исключением не был – к работе над фильмом привлекли офицеров с Лубянки. Однако Юрий Андропов, который на тот момент был председателем КГБ, попросил убрать из титров фамилии консультантов, ведь все они были действующими офицерами разведки.

Правда, Татьяна Лиознова не всегда работала в строгом соответствии с мнением консультантов. В частности, сцена встречи Штирлица с женой в кафе, хоть и была придумана с подачи одного из консультантов из КГБ, была забракована профессиональными чекистами постфактум. По мнению разведчиков, настоящая жена шпиона не показала бы своих чувств, как это сделала жена Штирлица.

Сцену встречи разведчика с женой профессиональные чекисты забраковали

Сцену встречи разведчика с женой профессиональные чекисты забраковали

7. Ребенка радистки Кэт играли шесть младенцев

Изначально в планах режиссера было показать не только жену Штирлица, но и их маленького сына, которого разведчик еще не видел. Однако после проведения кинопроб Татьяна Лиознова поняла, что ребенок слишком рассеивает эмоциональный накал сцены, отвлекая внимание на себя. От идеи с сыном Штирлица пришлось отказаться.

А вот на роль ребенка радистки Кэт пришлось искать одного младенца за другим – съемки длились слишком долго и младенец, взятый в кино первым, успел вырасти. Так что попробовать себя в качестве актеров сумели шестеро малышей.

К слову, рожала Кэт в настоящей немецкой клинике Шарите. И режиссеру не пришлось идти на хитрости, выдавая один город за другой, как это было при съемке других эпизодов.

Ребенка радистки Кэт играли шесть младенцев

Ребенка радистки Кэт играли шесть младенцев