Премия Рунета-2020
Псков
0°
Boom metrics
Туризм17 июля 2015 9:02

Несказанное. Личное. Крымское: Часть третья

После освоения легкодоступных красот я решила, что пришла пора брать большие города, западнее Ялты [фото]

Колумнист псковской Комсомолки продолжает свое повествование об отдыхе в Крыму (часть 1, часть 2)

Сначала курс был взят на Евпаторию, через шумный, пыльный, подвижный Симферополь.

В Евпатории меня покорил старый город с его узкими замысловатыми улочками, опрятными строениями и будто замершим временем. Я заглянула в караимские кенасы и кафе с превосходной кухней. Прокатилась по центру Евпатории, полюбовалась на изысканные дома дореволюционной застройки. Подивилась мирному созидательному, на протяжении веков, соседству людей разных вероисповеданий.

И решила приехать сюда еще раз, как можно скорее. Хотелось зайти в величественные церкви, еще раз прогуляться по старому, согретому солнцем Гезлеву, посидеть в знаменитом еврейском кафе. Услышать голос муэдзина, звучащий из колонок на минарете огромной древней мечети Хан-Джами и растекающийся по улочкам старого города, добавляя его шарму глубины и таинственности. Словом, хотелось снова окунуться в волшебную атмосферу этого необычного города.

И мой второй набег на ворота Крымского ханства не заставил себя ждать. Правда, он здорово отличался от первого.

Все началось с того, что я села на несуразно длинный рейс: доживающий свой век автобус «Ялта – Евпатория» полз до Симферополя два часа. Мало того, водитель оказался большим поклонником псевдогрузинского шансона. Два часа пролетели как вечность...

В Симферополе автобус заехал на спецзаправку (и задержался), потом в аэропорт (с остановкой) – и в Евпатории я была спустя всего каких-то четыре часа. Вместо трех.

Погодные сайты в один голос уверяли, что город встретит меня солнышком и штилем. В Ялте было почти жарко, Симферополь также порадовал теплом. Однако на подъезде к Евпатории я поняла, что такое капризная крымская погода. Автобус въехал в густой туман, подсаживающиеся по дороге пассажиры были одеты в куртки и сапоги, а некоторые – даже в шапки. На их фоне я, в сарафане, легкой кофточке и босоножках, смотрелась воплощением торжества самонадеянности над здравым смыслом.

Пока автобус добирался до автовокзала – конечной остановки нашего обременительного путешествия, – я судорожно соображала, что бы такое предпринять, чтобы не замерзнуть. Видно, придется засесть в каком-нибудь кафе и переждать этот не задавшийся с утра день, до отъезда обратно в Ялту.

При выходе из автобуса меня окатило холодным влажным воздухом. На улице было +14. Неожиданно подувший ледяной ветер добавил остроты ощущениям, и я, выбивая зубную дробь, добежала до старого города и ворвалась в башню, где обосновались чудесное татарское кафе и музей. Выпив горячего чаю с пряностями и немного согревшись, я пошла на экскурсию, дабы окончательно прийти в себя. За это время погода расстоялась и далее весь день соответствовала прогнозу. А мне таки удалось претворить в жизнь все свои мечты, связанные с Евпаторией.

Фото автора

Фото автора

Поездка удалась – подумала я, совершенно забыв об утренних злоключениях.

А на обратном пути, в Симферополе, автобус сломался. Совсем. Нам пришлось задержаться на вокзале. И там, вслед за гаснущим в небе закатом, у многих начала улетучиваться надежда на возвращение домой из этого горе-вояжа: другой автобус предоставить нам, как оказалось, никто не собирался. А уже стало холодать…

Вернули деньги за билеты. Но на чем ехать? В других автобусах нет мест, троллейбус отправится в Ялту лишь через 40 минут. Некоторые пассажиры скинулись и поехали на такси, кто-то пошел беспокоить знакомых в Симферополе, а я осталась дожидаться троллейбуса.

Который, со всеми остановками, ползет до Ялты три часа! Но это было уже не важно: главное – ехать. Вот и ехала, и всю дорогу думала: только бы не сломался, ночь на улице.

Через полтора часа тихого хода мы увидели у обочины другого усача, остановившегося из-за поломки. Бедные люди из потерпевшего бедствие троллейбуса пересели в наш (неправда, что не резиновый), и мы продолжили незабываемое путешествие.

И что вы думаете? Наш усатый друг таки сломался тоже! Уже Ялте, два километра не дотянув до вокзала. Хорошо, что поломка была несущественная. Потом мне сказали, что троллейбусы в Крыму ломаются довольно часто. Немного лучше дело обстоит с автобусным парком и маршрутками. Неудивительно: поток туристов огромный, транспорт работает на износ.

Фото автора

Фото автора

В итоге на дорогу от Евпатории до Ялты у меня ушло около шести часов. Вместо трех.

Не помню, когда еще я так радовалась возвращению домой. Недаром говорят: хочешь сделать человека счастливым, сделай ему плохо, а потом как было.

Но Крым лечит, и на другой день все плохое уже было забыто. И я собралась в новое путешествие.

Меня звал Севастополь. И я, отчего-то волнуясь, ждала встречи с ним. Потому что это русский город с очень непростой, героической судьбой? Потому что там Херсонес, откуда есть пошло христианство на Руси? Или просто с этим большим Белым городом связано множество важных, поворотных для нашей страны моментов? В любом случае я заочно уже была исполнена уважения к Севастополю.

Фото автора

Фото автора

Как вам рассказать про энергетику этого места? Сильная, чистая, светлая – такой я почувствовала севастопольскую землю, едва ступив на нее. Несокрушимая, непоколебимая твердыня.

А потом начались встречи с людьми – приветливыми, открытыми, внимательными и готовыми помочь. Было чувство, что я попала в какую-то другую Россию. «Где без спроса ходят в гости, где нет зависти и злости. Милый дом…»

К примеру, в общественном транспорте Севастополя принято расплачиваться не при входе, как в других городах, а при выходе. И я сама несколько раз видела в полной маршрутке, как люди, не успевшие передать водителю деньги при выходе, ждут на улице, пока другие зайдут, и потом передают деньги.

А как-то раз я заплутала в поисках нужной остановки. Стою, кручу головой, соображаю, куда идти. И тут ко мне подходит мужчина и учтиво спрашивает, не может ли он мне помочь. Я даже растерялась от неожиданности.

Впервые в моей жизни – в Севастополе, перед экскурсией, – гид поинтересовался, кто откуда прибыл. И для каждого названного города у него нашлось доброе слово. Было очень приятно и видно, что экскурсовод интересуется историей не только своей малой родины.

Фото автора. Два Владимира рядом: Ильич указывает направление движения в светлое будущее, почему-то на север, а позади него - Владимирский собор, построенный в честь крестителя Руси, на самом высоком холме города.

Фото автора. Два Владимира рядом: Ильич указывает направление движения в светлое будущее, почему-то на север, а позади него - Владимирский собор, построенный в честь крестителя Руси, на самом высоком холме города.

Словом, Белый город не покорил – наоборот, он распахнул себя.

В Севастополе, при всем величии, нет помпезности и надменности. Есть достоинство оплота, тепло родного дома.

А еще там есть Херсонес Таврический, музей под открытым небом, город, где переплелись эпохи, традиции, верования. Херсонес (или по-русски Корсунь), как и древний Псков, был взят только раз. Князем Владимиром, будущим крестителем Руси. В Херсонесе он принял крещение. Здесь я почувствовала живую связь таврической земли с Псковщиной. Словно передала привет от бабки князя, основательницы Пскова княгини Ольги. И услышала ответ…

Конечно, охватить за раз, понять, прочувствовать Севастополь невозможно, и я еще несколько раз наведывалась сюда. Монастыри, храмы, бухты, улицы, история, история… Любимая Куприным Балаклава. Мыс Фиолент, Свято-Георгиевский монастырь, где останавливался, в числе прочих великих, Пушкин. Есть версия, что именно про это место поэт написал: «У лукоморья дуб зеленый…»

Кстати, имя Пушкина (еще одна живая ниточка истории и привет) в Крыму сопровождает всюду. И мне хотелось оказаться там, где бывал поэт.

Что ж, путешествие только набирало силу…

Продолжение следует...