Режиссер-постановщик Алексей Андрианов и исполнитель главной роли Евгений Цыганов.
Фото: Михаил ГЛУЩЕНКО
Жара. Все сорок градусов на солнце. Аж марево висит над Псковом. Еще утром МЧС рассылали горожанам смс – будет гроза с сильными порывами ветра.
На солнышке плавится асфальт, машины медленно ползут по центральным улицам, рыча друг на друга за излишнюю медлительность от перегрева.
Финальные приготовления к съемкам.
Фото: Михаил ГЛУЩЕНКО
А в самом центре Пскова, - и кажется, будто это летняя жара продырявила межвременной портал, - вовсю бряцают кольчугами мужики, снуют дети в длинных подпоясанных рубахах, да бабы в платках и парчовых сарафанах беседуют подбоченясь.
В Пскове начался рабочий день на съемочной площадке телесериала с рабочим названием «София».
Псков на несколько недель стал Московией.
Фото: Михаил ГЛУЩЕНКО
СПРАВКА «КП»
Многосерийный художественный фильм снимает кинокомпания «Москино» по заказу телеканала Россия 1 и Министерства Культуры РФ. Картина рассказывает о жизни византийской принцессы Зои Палеолог, взявшей себе при крещении имя София. Она стала супругой русского царя Иоанна III и бабушкой Ивана Грозного.
Всего в фильме 10 серий. Хронометраж каждой – 40 минут.
На экраны фильм выйдет в ноябре 2016 года.
Площадка замерла перед началом съемок.
Фото: Михаил ГЛУЩЕНКО
ОБМОРОЖЕННЫЕ В СОРОКОГРАДУСНУЮ ЖАРУ
Массовка уже несколько часов мается под палящими лучами солнца на территории Довмонтова города, а это, как говорят псковичи, предсердие исторического центра Пскова. Буквально в 200 метрах, за крепостной стеной, возвышается златоглавый Троицкий собор.
На площадке выстроена городская улица средних веков – бревенчатые домики, заборчики, аккуратные деревянные мостовые. Именно такой видят Москву XV века авторы картины.
- Декорировать приходится очень многое, так как мало что сохранилось от той эпохи, - рассказывает продюсер фильма Мария Ушакова («Жизнь и судьба», «Тихий Дон»). – Мы привезли сюда декорации из Москвы и собрали их на псковской площадке. После съемок что-то мы увезем, а что-то, если понравится местным музейщикам, можем оставить.
Продюсер фильма Мария Ушакова.
Фото: Михаил ГЛУЩЕНКО
По замыслу художников, Псков ненадолго станет Москвой. Ну, совсем на чуть-чуть, на какие-то три недели. Именно столько будут длиться съемки. А еще и Новгородом. Одну из сцен уже сняли на берегу реки. Ох, и потрудиться над нею пришлось. Жара. Солнце. А по сценарию действие происходит в лютый мороз. Так что полдня берег маскировали снежком, а еще полдня рисовали грим – у героев должны быть обмороженные лица.
Тень манила и актеров, и съемочную группу.
Фото: Михаил ГЛУЩЕНКО
СМЕШАЛИСЬ КОНИ, ЛЮДИ
Обещанной грозы все нет. Решено начинать съемку. По деревянной мостовой разгуливают бородатые мужчины в доспехах. Аж звенит все кругом. Все костюмы воинов выполнены Сергеем Микульским, именитым художником по костюмам. На площадке работает его сын Александр.
- Доспехи и оружие облегченные, выполнены специально для съемок, - рассказывает он. - Но и их вес вполне ощутим. Кольчуга, например, весит от 4 до 7 килограммов, а сабля около килограмма.
А прибавим к этому тяжелые сапоги и шлемы. И ничего. Стоят богатыри русские. Терпеливо ждут команду режиссера.
Финальные приготовления к съемкам.
Фото: Михаил ГЛУЩЕНКО
Всего в кадре будет 40 таких воинов. Большинство из Пскова. Это местные реконструкторы. Среди них, например, Роман Любомиров из клуба «Орден». Этот молодец может и сам о костюмах русского воинства поведать столько, что не каждый профессор расскажет.
Финальные приготовления к съемкам.
Фото: Михаил ГЛУЩЕНКО
А у самой стены, за Приказной палатой, - вотчина Владимира Нестеренко (Санкт-Петербург). Он каскадер и постановщик трюков («Тихий Дон»). Сюда привез двух коней – Басмача и Есаула. В их послужном списке уже множество российских кинолент.
- Остальные лошади из Пскова. Всего же на съемочной площадке в разных сценах будет занято от 13 до 15 лошадей, - говорит он.
В съемках будут заняты и 15 лошадей.
Фото: Михаил ГЛУЩЕНКО
КАКИЕ ЛИЦА У СКОБАРЕЙ
Снимаются в массовке не только актеры Псковского драмтеатра, но и самые что ни на есть простые жители города.
- Какие типажные лица у горожан, - восторгается продюсер Мария Ушакова. – Одухотворенные. Замечательные лица.
Грим с трудом выдерживал жару в городе.
Фото: Михаил ГЛУЩЕНКО
Чтобы одеть этих псковичей, а испокон веков их кличут не иначе как скобарями, из Москвы съемочная группа привезла более 600 костюмов.
- Ткани все натуральные, - уверяет художник по костюмам Наталья Салтыкова. – Расшиты натуральными каменьями и речным жемчугом с использованием металлической нитки.
Не верится? И мы не поверили. А Наталья хвать за рукав пробегающую молоденькую девушку из массовки, а у нее действительно парчовый сарафан, да вышивка камнями и жемчугом. Мелким, правда, но ведь точно такой в средние века еще в реке Великой у стен Псковского кремля можно было сыскать. Добывали его здесь тогда.
Съемочные костюмы смогли оценить и корреспонденты "Комсомолки".
Фото: Михаил ГЛУЩЕНКО
Кстати, Наталья Салтыкова уверяет, что только на один кафтан уходит до 5 метров парчи. А тут что ни герой, то костюм родовитого москвитянина. Правда, черты лица у него скобарские.
ОХ И КРАСИВ ГОРОД
На ступеньках Приказной палаты в ожидании съемок сидит Петр Зайченко («Крестоносец», «Тарас Бульба»). В картине он играет роль митрополита Московского Филиппа. Ради этого фильма отпустил бороду. Уверяет, что сбреет только после завершения работы над картиной.
- Хоть и просят, чтобы сняться в других картинах, - отмечает он. – Говорят, вот, мол, сбреешь, а потом тебе наклеят гримеры. А я не хочу. Так оно вернее будет.
Пётр Зайченко ради фильма специально отпустил бороду.
Фото: Михаил ГЛУЩЕНКО
А у подножия Власьевской башни сталкиваемся с Надеждой Маркиной («Елена»). В картине она играет мать Иоанна III.
- Я первый раз в Пскове, - признается актриса. – Приходилось бывать в Псково-Печерском монастыре. А здесь впервые. И очень жаль, что съемки у меня всего два дня. Очень хочется посмотреть город. Жаль, что мы очень много ездим за границу и мало знаем о родных местах. А места здесь красоты необыкновенной. Все убрано, чисто, а набережная какая! Красиво.
Надежда Маркина в картине играет мать Иоанна III.
Фото: Михаил ГЛУЩЕНКО
Надежда Константиновна отметила, что еще недавно мало была знакома с историей России XV века, того самого периода, когда и разворачиваются основные события фильма. Но с радостью приняла предложение сниматься в киноленте.
- У моей героини, Марии Ярославны, очень интересный характер, - говорит актриса. – Она могла бы быть примером для многих женщин нашего времени. Когда муж ее был ослеплен, она управляла государством, а это период объединение земель русских. Она взяла на себя ответственность не только за семью, но и за все государство. При этом дети очень дорожили ее мнением и считались с нею.
Финальные приготовления к съемкам.
Фото: Михаил ГЛУЩЕНКО
ЦАРЬ С ЦАРИЦЕЮ ПРОСТИЛСЯ
Массовка готова. Лошади на площадке. Режиссер-постановщик Алексей Андрианов придирчиво изучает картинку на мониторе.
Режиссер-постановщик Алексей Андрианов придирчиво изучает картинку на мониторе.
Фото: Михаил ГЛУЩЕНКО
В этот день снимают сцену прощания Иоанна III (играет Евгений Цыганов) с супругой своей Софией (актриса Мария Андреева). На ступеньках молодая жена льнет к мужу. А тот, попрощавшись, обращается к дружине:
- Не хотят новгородцы подчиниться великому князю Московскому, а хотят подчиниться королю Литовскому Казимиру. Так пойдем и вразумим их, - кричит он с крыльца.
Иоанн III (Евгений Цыганов) обращается к дружине.
Фото: Михаил ГЛУЩЕНКО
В рядах воинов молчание. И только один из наездников отвечает: «С нами Бог». Режиссер останавливает съемку. Цыганов возвращается на первоначальную точку, а уходя, с улыбкой бросает кричавшему:
- Береги голос, старичок!
- Сейчас не надо кричать «с нами Бог», - раздается в динамике. – Это другая сцена.
Сцена прощания повторяется несколько раз. Гроза не торопится. В перерыве всем дружинникам выносят воду в пластиковых стаканах.
Финальные приготовления к съемкам.
Фото: Михаил ГЛУЩЕНКО
А княгиня выбегает с площадки передохнуть. Тут мы ее и настигаем.
- Эта картина – особенная для меня. Просто какой-то счастливый случай, - говорит Мария Андреева. – У нас был перерыв в съемках на протяжении месяца. И я забрала крест со съемок. Я ношу этот крестик Софии в жизни, играю в нем спектакли. И я поняла, что есть близость и любовь к этому фильму, этой истории, легшей в его основу. Сегодня у меня первый день съемок, и я поняла, что очень сильно по всем соскучилась. А главное, соскучилась по картине…
Мария Андреева играет главную роль в фильме.
Фото: Михаил ГЛУЩЕНКО
ВМЕСТО ФИНАЛА
Палящее солнце так и не скрылось за тучи. Будто смотрело за съемочным процессом. Туристы доставали телефоны, фотографировались на фоне декораций и шли дальше. Будут ждать ноябрьскую премьеру.
Съемки фильма "София".
Фото: Михаил ГЛУЩЕНКО
Съемки фильма "София".
Фото: Михаил ГЛУЩЕНКО
СПРАВКА «КП»
Режиссером проекта является Алексей Андрианов («Шпион», «Воин»), продюсеры фильма - Мария Ушакова («Жизнь и судьба», «Тихий Дон»), оператор - Денис Аларкон-Рамирес («Шпион», «Бесы»). В главных ролях: Евгений Цыганов, Мария Андреева, Надежда Маркина, Борис Невзоров , Петр Зайченко, Джулиано Ди Капуа и др.
Съемки фильма "София".
Фото: Михаил ГЛУЩЕНКО